Екатерина Куликова, научный сотрудник архитектурной мастерской «Симбирскпроект».
В коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск» хранится альбом рисунков и этюдов русского живописца, художника-мариниста, пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. В альбоме под названием «Путешествие по России» объединены два разновременных альбома, подаренных художником наследникам российского престола, сыновьям императора Александра II: в 1864 году – Николаю Александровичу, в 1866 году – Александру Александровичу, будущему императору Александру III.
Алексей Петрович Боголюбов (1824 – 1896) – внук русского прозаика, поэта, философа Александра Николаевича Радищева, автора знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, служил на флоте. Окончив с большой золотой медалью Императорскую академию художеств, вышел в отставку и был назначен художником Главного морского штаба. Академик, профессор живописи А.П. Боголюбов за свою жизнь создал немало работ, получивших всемирное признание. Явился основателем первого в России общедоступного музея – Художественного музея имени А.Н. Радищева в Саратове, в котором собрана богатейшая коллекция его картин, этюдов, рисунков, многие из них были завещаны музею автором. Произведения А.П. Боголюбова украшают коллекции Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального военно-морского музея.
В альбоме, преподнесенном А.П. Боголюбовым в 1864 году цесаревичу Николаю Александровичу, среди 250 рисунков и 25 этюдов, написанных художником в путешествии по Волге, Дону и в Крыму, находятся два карандашных рисунка с видами Симбирска. История их такова.
В 1863 году академик, профессор живописи, художник Главного морского штаба Алексей Петрович Боголюбов находился в свите путешествующего по России девятнадцатилетнего наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Отправившись на пароходе по Волге, путешественники прибыли в Симбирск 12 июля (даты даны по старому стилю). В Симбирске великий князь Николай Александрович со свитой пробыл три дня. Для А.П. Боголюбова это было второе путешествие по Волге, за время которого им было сделано большое количество рисунков и этюдов, в том числе два симбирских.
Один рисунок называется «Симбирск» – с видом на Соборную площадь от угла улиц Сенной и Стрелецкой, с изображением Никольской (Казанской) церкви, Николаевского и Троицкого соборов. Об этом рисунке А.П. Боголюбов в своих воспоминаниях «Записки моряка-художника» писал: «Приехали в Симбирск, город дворянский. Нас поместили в доме Н.Д. Селиверстова, тогда полковника… Н.Д. Селиверстов попросил меня написать ему картину нашего въезда на главную улицу, что я и сделал так, что после страшного пожара, постигшего Симбирск, картина моя, по словам Селиверстова, стала историческою, изображая прежний город до пожара».
Другой рисунок – «Симбирский бег» -засвидетельствовал присутствие высоких гостей 13 июля на лошадиных бегах. Бега рысистых лошадей устраивались два раза в год – летом и осенью Обществом охотников конского бега, основанным в Симбирске в 1852 году. За городом, по Саратовскому почтовому тракту, неподалеку от Киндяковской рощи, напротив чугунолитейного завода Андреева (ныне ул. Кирова, 103) был устроен ипподром. В «Симбирских губернских ведомостях» в 1863 году в номерах 30, 31 и 33 за подписью «Борисов» печатался рассказ от имени симбирянина о пребывании цесаревича Николая Александровича в Симбирске. Автором этого повествования являлся поэт, писатель, краевед и переводчик Дмитрий Петрович Ознобишин. Впоследствии в Симбирской губернской типографии была напечатана книга «Пребывание Государя Цесаревича Николая Александровича в Симбирске, в 1863 году. Рассказ симбирянина». Д.П. Ознобишиным дано подробное описание происходившего на ипподроме, в том числе запечатленной на рисунке А.П. Боголюбова «Симбирский бег» гонке троек.
«На одной из его (ипподрома. – Прим. ред.) окраин, в средине воздвигнута беседка с павильоном, небольшою залою и буфетными комнатами, где собираются все члены (Общества. – Прим. ред.) и избранные из них в судьи… По бокам этой беседки устроены небольшие крытые галереи для публики, впускаемой по билетам, и перед всеми этими легкими, временными постройками раскинулось широкое поле, окруженное по краям низкими перилами; за ним, далее, внизу горного крутояра, блещет. Волга. С одной стороны ипподрома виднелся на горной вершине город, спускаясь вниз амфитеатром каменных зданий, горя золотыми крестами и серебристыми куполами своих церквей и соборов.», – писал Д.П. Ознобишин.
В половине восьмого вечера Его Высочество со свитой прибыли на ипподром, расположились в беседке. Гостям показали забег рысаков, состязание троек и скачку «лошадей и всадников всех возможных пород и народностей». В гонке участвовали: тройка Петра Борисовича Бестужева – владельца конного завода в Сызранском уезде, чьи лошади славились красотой и резвостью и, как правило, побеждали в состязаниях; и вторая – ямская тройка мещанина Липатова.
Д.П. Ознобишин так описывал участников «троичного бега»: «Первая тройка была запряжена в красивые долгуши, или длинные беговые дроги. На них сидели два молодых, свежие как кровь с молоком, конюха. в безукоризненных костюмах русского жокея, взлелеянного истым любителем скачек. Бойкие лошади под тонкой ременной сбруей и легкой дугой, полные огня, словно плясали на шелковых вожжах своих. Другая тройка была обыкновенная телега, с простою, довольно потертою упряжью, обвешанною погремушками, с тяжелою, ходящею в гужах своих дугою; на телеге этой были также два седока, но уже не первой молодости. в простых ямщичьих поддевках, подпоясанных пестрыми кушаками и в незатейливых картузах, набекрень надетых. Тяжелые лошади, поджарые, с сдавленными боками, казались на вид истомленными и тихо стояли, понурив головы в землю. Одним словом, это была одна из тех забубенных, почтовых троек, какие нам сохранила бойкая кисть Орловского или не менее замысловатый карандаш Сверчкова. В первой тройке все было молодцевато; во второй, олицетворенная удаль, русское авось, беззаботное, чуждое горя».
Вопреки ожиданиям, первой пришла липатовская ямская тройка, но приза не получила, так как превысила время пробега дистанции. Липатов же удостоился высочайшей похвалы и получил от великого князя в награду 100 рублей серебром.
К сожалению, Алексей Петрович Боголюбов составил удручающее мнение о Симбирске. На художника произвели впечатление два несчастных случая: столкновение двух всадников во время скачек на лошадях, устроенных на ипподроме после гонки троек; а также гибель пассажирки на пароходе, с отправившимися в Самару симбирянами для встречи продолжившего путешествие по Волге наследника престола. «Итак, Симбирск был каким-то несчастным городом.», – подвел итог Алексей Петрович в «Записках моряка-художника».

1_

2_

Архитектурная мастерская «Симбирскпроект» выражает благодарность Саратовскому государственному художественному музею имени А.Н. Радищева за предоставленные копии фототипий рисунков А.П. Боголюбова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.