В спорах о дате основания Симбирска-Ульяновска во все времена на первый план выходила политика, а не исторические свидетельства и здравый смысл. Вот и на сей раз попытка властей перенести празднование Дня города с 12 июня на 13 сентября не имеет никаких оснований, считает известный ульяновский писатель, краевед, ученый Жорес Трофимов.

В 1997 году была издана книга Жореса Трофимова «Симбирск и симбиряне», одна из глав которой целиком посвящена вопросу установления времени основания города.

Вывод краевед делает однозначный – Симбирск был заложен весной, в апреле-мае: «Дело началось споро. 10 февраля (1648 года) вышел указ, предписывающий Хитрово возводить «новые города и засечные крепости», а уже 18 февраля арзамасскому воеводе была поставлена царская грамота, повелевавшая выслать «дворян и детей боярских по списку для государевой службы с окольничим Богданом Матвеевичем Хитрово на Алатырь, так как в этом городе был назначен всем им сборный пункт (Мартынов П. «Город Симбирск за 250 лет его существования», с. 251). А в начале марта, сразу же после пожалования царем креста для соборной церкви Синбирска, Хитрово с дьяком Григорием Кунаковым «со товарищами» отбыл в Алатырь, чтобы оттуда со всеми прикомандированными лицами, охраной и строителями двинуться к конечному пункту оборонительной черты на высоком волжском берегу».

По ходу исполнения царского указа возникало немало затруднений.

В частности, в книге Павла Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования» приведена выписка из донесений арзамасского воеводы, поступившая в царскую администрацию 19 мая 1648 года, о том, что «арзамасцы дворяне и дети боярские» уклоняются от государевой службы, что дает автору основание для вывода: «в мае месяце 1648 года постройка города Симбирска еще не началась».

С этим не согласен Жорес Трофимов. «Достигнув Симбирска, Хитрово, не мешкая, использует санные пути для доставки леса и камня, чтобы с наступлением тепла – в апреле приступить к работам по сооружению города-крепости, иначе до осенней распутицы это не удалось бы осуществить», – пишет он. В царском указе и боярском приговоре от 10 февраля 1648 года предписано Богдану Хитрово «вскоре» после 10 февраля, то есть спешно, отправиться на строительство города и крепости на Волге, чтобы «заранее с весны» начать работы и завершить их «до прихода воинских людей».

250-летний юбилей города в 1898 году праздновали 1 сентября, хотя члены симбирской губернской ученой архивной комиссии были знакомы с документами и выводами краеведов. Мотивом к выбору именно этого дня послужило, во-первых, начало года древнего летоисчисления, во-вторых, «возможность участия в празднествах воспитанников учебных заведений и служебного персонала, к этому времени возвращающихся, обыкновенно, в город из отпусков» (Мартынов П. «Празднование двухсотпятидесятилетнего юбилея города Симбирска», с. 4). Затем та же комиссия приняла решение отмечать день города 4 октября. На сей раз основанием послужило то, что «4-го октября 1670 года одержана была под стенами Симбирска победа над Стенькой Разиным и его полчищами». Впрочем, решение это было разовым. Следующий юбилей города 300-летие – праздновался уже 12 сентября.

– С наступлением горбачевской перестройки, когда многие города СССР начали отмечать свои особые дни, ульяновский горком КПСС, исполком горсовета народных депутатов и горком ВЛКСМ приняли постановление о ежегодном празднике «День города Ульяновска» в последнее воскресенье мая, – говорит Жорес Трофимов. – К примеру, в 1987 году празднество происходило 24-25 мая и, как писала местная пресса, «сопровождалось благоустроительными работами и многочисленными культурно-спортивными мероприятиями, в которых участвовало большинство жителей».

Нынешняя попытка ульяновских властей приурочить празднование Дня города к выборам, как выясняется, не нова. Таким же образом в 1990-х годах поступали руководители целого ряда российских городов.

К 1996 году, когда состоялись выборы первого президента России (16 июня – 3 июля), дни рождения сотен населенных пунктов были перенесены на 12 июня, День независимости.

Как считает Жорес Трофимов, если уж совмещать День города (хотя бы в целях экономии бюджетных средств) с другими красными датами календаря, то нельзя так явно пренебрегать историческими фактами – Симбирск начинался не летом и не осенью, а весной, в апрельские дни.

– Днем города можно сделать, к примеру, один из общенародных праздников, 1 или 9 Мая. А может, удачнее всего будет 2 мая? – считает краевед. – Негоже «назначать» дату основания города в угоду чьим-то политическим интересам. В этом вопросе нужно поставить точку раз и навсегда.

Николай ГЕНИН