По всей вероятности, утром 1 января 2016 года муниципалитеты Ульяновской области проснутся практически безо всяких полномочий, с одной только ответственностью. На сегодняшнем аппаратном совещании было объявлено о том, что уже разработаны и в ближайшее время будут приняты законопроекты, которые передадут полномочия по оформлению земли и благоустройству территорий с местного на областной уровень.

IMG_9167

С 1 марта вступили в силу изменения в Земельный кодекс, согласно которым сельские поселения получили возможность распоряжаться неразграниченными земельными участками. Но продлилось это не долго – проекты законов, которые планируется принять, оговаривают перераспределение полномочий между муниципалитетами и органами государственной власти в части управления неразграниченной землей и в отношении благоустройства территории. Директор департамента имущества Ульяновской области Сергей Мишин подтвердил, что проект закона уже подготовлен, а уже в июне будет направлен в ЗСО. То же самое касается и благоустройства: законопроект, по словам профильного министра Александра Букина, разработан, будет принят в ближайшее время и вступит в силу с 1 января 2016 года.

В конце прошлого года был принят закон Ульяновской области, по которому полномочия муниципалитетов в области градостроительной деятельности были перераспределены в пользу органов государственной власти.

По федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», региональными законами может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта. Такое перераспределение полномочий допускается «на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации».

«У нас кроме красных шаровар и печати нет ничего».

Передать можно значительное количество полномочий, кроме организационных: не допускается передача полномочий по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, вопросы снятия главы муниципалитета и т.д.

В конце прошлого года был принят закон Ульяновской области, по которому полномочия муниципалитетов в области градостроительной деятельности были перераспределены в пользу органов государственной власти. С местного уровня на региональный были переданы такие полномочия как утверждение схем территориального планирования муниципальных районов Ульяновской области, генеральных планов поселений и городских округов; утверждение правил землепользования и застройки; принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений и другие.

Все эти вопросы относятся к вопросам местного значения, то есть тем, которые по определению должны решаться на местном уровне и составлять основу местного самоуправления с учетом мнения граждан.

Де-факто происходит полное встраивание органов местного самоуправления в систему государственной власти, но при этом с минимальным функционалом и возможностями.

– Вопрос урезания полномочий органов местного самоуправления не нов – начиная с 2000 года у муниципалитетов забрали налогообложение (до этого по своим собственным налогам осуществляли сами), регистрацию юридических лиц, много функций по формированию статистики по своей территории, здравоохранение (с 2011), с 2014 г. – миграционный учет, – рассказывает аналитик лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко. – Что-то отдавали регионам (здравоохранение), что-то – профильным федеральным ведомствам: налоги – ФНС, земельный учет – Росреестру. На примере здравоохранения известно, что финансируются муниципалитеты совсем не по требуемому уровню их расходных обязательств, а вот если полномочие забирается, то чаще всего изымают финансы из местного бюджета по полному нормативу. Де-факто происходит полное встраивание органов местного самоуправления в систему государственной власти, но при этом с минимальным функционалом и возможностями.

У поселений нет ни кадров, ни технического обеспечения, ни умения распоряжаться данными ресурсами.

Одним из главных аргументов за перераспределение полномочий в пользу органов государственной власти является нехватка квалифицированных кадров на уровне поселений.

– У поселений нет ни кадров, ни технического обеспечения, ни умения распоряжаться данными ресурсами, – уверен Сергей Мишин. – Это первая причина, почему было принято решение о передаче данных полномочий на уровень субъекта. Вторая причина – это то, что очень много нарушений в поселениях. Раньше такой возможности не было, но в декабре были внесены изменения в Земельный кодекс, и появилась возможность данные полномочия у поселений забирать на уровень субъекта. Передача полномочий связана еще и с тем, что градостроительные полномочия у нас уже на уровне субъекта. Со следующего года департамент архитектуры берет полномочия по всем муниципальным районам, по всем поселениям. Как мы знаем, управление землей и градостроительная деятельность неразрывно связаны между собой. Было бы непонятно, если бы градостроительная деятельность осталась на уровне субъекта, а управление земельными ресурсами, которые не разграничены – на уровне поселения.

Реализовывать полномочия по земельным отношениям от области будет департамент имущества.

Реализовывать полномочия по земельным отношениям от области будет департамент имущества – орган, который осуществляет распоряжение государственными земельными ресурсами. И, по словам руководителя департамента, это не потребует увеличения финансирования. Практика распоряжения муниципальными землями на областном уровне уже была. Но тогда это касалось только города Ульяновска, где есть значительные отличия по сравнению с сельскими поселениями.

Те средства, которые направлялись на эти полномочия в муниципалитет, останутся у области.

– У нас года три назад данными полномочиями, но только по городу Ульяновску, уже занимался департамент имущественных отношений, – говорит Сергей Мишин. – Если вспомнить те времена, то и нарушений было меньше, и качество предоставления государственных услуг было выше. Федеральный закон нам сейчас позволил передать полномочия и, учитывая данную ситуацию, мы понимаем, что это будет наиболее эффективное распоряжение ресурсами. Кроме того, увеличения численности государственных служащих не потребуется. В этом тоже несомненный плюс.

Между тем, для реализации полномочий по градостроительной деятельности специально создается государственное автономное учреждение «Региональный градостроительный центр» – об этом на сегодняшнем аппаратном совещании заявил губернатор Морозов. При этом увеличения расходов может и не потребоваться, поскольку те средства, которые направлялись на эти полномочия в муниципалитет, останутся у области.

В перспективе я ставлю на изживание муниципального уровня власти.

– Это поставит муниципалитеты, в зависимость, – считает Ольга Моляренко. – То есть, произойдет либо полное окончательное встраивание и выполнение команд “сверху” (если местные руководители пассивны), либо полное вытеснение активности в теневую сферу, исполнение муниципалами функции координаторов территории, но неформальных (в случае наличия у муниципалов авторитета и желания влиять на местную жизнь). Формально, при сохранении текущих централизационных тенденций, в перспективе я ставлю на изживание муниципального уровня власти – то есть на изъятие всех мало-мальски содержательных функций и полномочий в пользу федеральных и региональных структур, действующих на территории муниципалитета. Муниципалам оставят только совещательные фикции и отчетность.

Изъятие полномочий и, вследствие этого, финансирования, приведет к еще большему сокращению штата сотрудников, работающих в поселениях. В этой связи вспоминается фраза одного главы поселения: «У нас кроме красных шаровар и печати нет ничего». Теперь и печать придется использовать значительно реже.

Сергей Селеев