Искандер МУДАРИСОВ
Неисполнение предписаний об устранении нарушений привело к приостановке лицензии крупнейшего продавца полисов обязательного автострахования. Что ждет автовладельцев и будет ли уроком другим страховым компаниям показательная порка одного из лидеров страхового рынка страны?
Потрясением для автомобилистов стало сообщение Центрального Банка России об ограничении действия лицензии на выдачу полисов ОСАГО ООО «Росгосстрах». Сильной компании с крыльями, как позиционировал себя «Росгосстрах», эти самые «крылья» немного подрезали – регулятор ограничил действие лицензии на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности из-за непредоставления автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.
С начала текущего года Центробанк выдал «Росгосстраху» 385 предписаний об устранении нарушений, что исполнено не было. Только в период с 1 апреля по 25 мая 2015 года регулятору поступило более 2 300 жалоб от граждан на действия этого страховщика при заключении договоров ОСАГО. В результате терпение лопнуло, и нарушителя наказали, дав полгода на исправление ситуации.
С 1 июля 2015 года вводится обязанность оформлять электронные полисы ОСАГО.
Сам «Росгосстрах» на введенные санкции отреагировал своеобразно, заявив устами своего первого вице-президента Дмитрия Маркарова, что в компании не считают ситуацию с жалобами от клиентов фатальной и какой-то выдающейся. Более того, рассматривают варианты развития событий. Один из них – в группе кроме ООО «Росгосстрах» есть ОАО «Росгосстрах», у которого также имеется лицензия на ОСАГО, поэтому продавать полисы можно через нее. А как отметили в агентстве РБК, «Росгосстраху» подконтрольна еще и компания «Капитал Страхование» (на территории Ульяновской области не представлена), имеющая право тоже реализовывать полисы ОСАГО. Словом, попробуй поймай и накажи.
Но и без своих подконтрольных и дочерних структур ООО «Росгосстрах» считалось до последнего времени лидером российского рынка ОСАГО, занимая на нем 40 процентов. Доминирующее положение с обязательной автостраховкой у этой компании и в Ульяновской области.
ЛИДЕР НАРУШЕНИЙ
Передовые позиции у «Росгосстраха» на территории нашего региона были не только с количеством проданных полисов ОСАГО. Как заявили «НГ» в управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, «Росгосстрах» – лидер по количеству жалоб, поступивших в надзорный орган от автовладельцев. В прошлом году обратились 120 человек, в текущем этотпоказатель уже превысил 40. Основные претензии ульяновских водителей к «Росгосстраху» – навязывание дополнительных услуг в виде страхования жизни и жилья, что существенно увеличивает затраты при покупке полиса ОСАГО. Информацию подтвердили и в территориальном управлении Роспотребнадзора, отметив, что массовые жалобы в отношении «Росгосстраха» касаются отсутствия полисов ОСАГО либо (при их наличии) принудительного заключения договоров дополнительного страхования.
Об отношении самих автомобилистов к компании тоже становится понятным после прочтения комментариев, которыми усыпаны интернет-сайты и социальные сети. Водителей возмущает наглое отношение «Росгосстраха» даже к своим постоянным клиентам, страхующимся в компании много лет. Причины недовольства стандартны – навязывание «допов» стоимостью от одной до нескольких тысяч рублей и отказы в предоставлении скидки за безаварийность, предусмотренной законодательством.
В Ульяновском филиале «Росгосстраха» полисы ОСАГО продавались даже на следующий после введения запрета день. Как нам сообщил автомобилист Денис, он приобрел здесь страховку 27 мая, «допы» не навязывали, но скромно «забыли» предоставить полагающуюся ему скидку за безаварийность.
ПОРКА – НЕ УРОК?
Впрочем, в отговорках и уловках при оформлении полисов ОСАГО «Росгосстрах» до последнего времени был не одинок. Примерно по такому же принципу работали и многие другие страховые компании. Но интерес регулятора и введенные санкции в адрес «Росгосстраха», по мнению всех участников страхового рынка, стали показательной поркой. На примере «сильной компании» решено преподать урок всем остальным и дать сигнал, что так вести бизнес нельзя. Но станет ли этот урок поучительным – вопрос открытый.
Как говорят опрошенные нами ульяновские водители, ситуация лишь видоизменилась. После введенных Центробанком санкций другие страховщики уже не столь навязчиво предлагают дополнительные услуги и более уступчивы в предоставлении предусмотренных скидок. Однако во многих офисах страховых компаний в день обслуживаются всего по 3 – 4 человека, которые, заблаговременно заняв очередь, выстаивают в ней часами. Аргументы страховщиков просты и по-детски наивны – внезапно возникшая «занятость» персонала, не успевающего якобы оформлять по несколько полисов в день. В частности, в Ульяновском филиале одной из крупных страховых компаний нам объяснили, что оформление полиса ОСАГО – очень ответственный процесс, требующий массу проверок и точных заполнений данных, поэтому на каждого обратившегося отводится по 2 часа. Вам это не кажется смешным? Тогда почему «занятость» и «скрупулезность» страховщиков улетучиваются, время оформления сокращается в разы, если клиент готов дополнительно застраховать жизнь или жилье, попутно промолчав про причитающиеся бонусные скидки (а такие факты действительно имеются)?
ИНТЕРНЕТ ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ
Отстаивать свои права при покупке полиса ОСАГО возможно, считает Дмитрий Щеглов, председатель правления Ульяновского общества защиты прав потребителей «Успех». Автомобилистам рекомендуется отправлять в адрес страховой компании по почте заказным письмом заявление установленного образца, а спустя несколько дней после доставки поинтересоваться, когда можно прийти в офис для оформления полиса. Страховщики обязаны в течение семи дней после получения письменного заявления либо заключить договор ОСАГО, либо мотивированно в этом отказать (что маловероятно). Как правило, такой прием срабатывает. Однако даже в этой ситуации не исключено, что придется целый день прождать оформления в очереди, не добиться скидки за безаварийность или же получить «коммерческое предложение» о дополнительном страховании.
По словам Дмитрия Щеглова, в дальнейшем можно добиваться восстановления положенной скидки и аннулирования дополнительной страховки, но юридически эта процедура достаточно продолжительная, на рассмотрение дела в суде уходит несколько месяцев. К тому же потребовать возмещения морального вреда от страховой компании также непросто, а практика свидетельствует, что этот ущерб судами оценивается в 1 – 2 тысячи рублей, что совершенно безболезненно для страховщиков. По этой причине автомобилисты, как правило, опускают руки и отказываются от судебных разбирательств.
Решению проблемы навязывания дополнительных услуг должна помочь вводимая в России с 1 июля 2015 года обязанность страховым компаниям оформлять электронные полисы ОСАГО. Для этого понадобится зайти на сайт страховщика и указать необходимые данные. В онлайн-режиме информацию проверят, рассчитают стоимость страховки и предложат оплатить ее банковской карточкой или через платежные системы. Весь процесс должен занять не более 15 минут. После этого на электронную почту автовладельцу будет отправлен полис ОСАГО, который требуется только распечатать. Электронный полис скрепляется цифровой подписью и считается полным аналогом бумажного документа.
Тогда и посмотрим, смогут ли страховщики придумать так, чтобы и в онлайн-режиме извлечь дополнительную прибыль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.