В Ульяновской области начали внедрять риск-ориентированный подход при контроле над бизнесом.

О том, что наш регион будет пилотной площадкой для внедрения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности, стало известно в конце января. Несколько месяцев ульяновские власти совместно с предпринимательским сообществом разрабатывали конкретные предложения по реформированию системы. Итоги этой работы были представлены на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 29 мая.

– Мы провели множество консультаций со специалистами из различных ведомств. В результате у нас появилось четкое понимание того, что нам нужно сделать. В настоящее время мы переходим от размышлений и споров к реализации пошагового плана, – сообщил первый вице-премьер облправительства Александр Смекалин.

Кого проверять – вот в чем вопрос

На региональном уровне первым к «обкатке» системы приступил департамент ветеринарии Ульяновской области – кратность проверок организаций сотрудниками данного ведомства теперь будет определяться исходя из критериев риска осуществления хозяйственной деятельности. Чем ниже риск – тем меньше визитов проверяющих.

– Эта модель поможет существенно перераспределить ресурсы контролеров именно на объекты повышенного риска и в разы сократить число проверок объектов, не представляющих реальной угрозы. Такие меры позволят снизить избыточное давление на бизнес, избавив добросовестных предпринимателей от ненужных проверок, – подчеркнул заместитель министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов.

В случае успешной апробации эта методика будет распространена на все органы контроля, подведомственные нашему региону. По мнению руководителя областного общественного объединения операторов такси «Ульяновские таксомоторы» Михаила Фролова, это действительно существенно облегчит жизнь бизнесу.

– Могу привести конкретный пример. У нас в городе есть официальные такси: машины в таких организациях оформлены по всем правилам, механики следят за их исправностью, а водители регулярно проходят медицинский осмотр. А есть таксисты, которые нацепили «шашечки» на крышу и едут на вызов с разбитой фарой и помятым крылом. Сам собой напрашивается вопрос – кого из них идти проверять? – заметил Фролов. – Нужно только разработать четкие критерии проверок – модель, способную контролировать предпринимателей, и в то же время не препятствовать их развитию.

Первый раз не считается

Среди территориальных органов федеральной исполнительной власти об участии в «пилоте» пока заявили шесть ведомств: МЧС, ФНС, Роструд, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Все они готовы уйти от тотальных проверок к риск-ориентированной модели деятельности. Стоит отметить, что суть этого новаторского подхода заключается не только в снижении числа проверок, но и в смене их целей.

– Идеология контрольно-надзорной деятельности в нашей стране сегодня репрессивная и крайне недружественная, – подчерк-нул глава региона Сергей Морозов. – Необходимо законодательно исключить наложение штрафов при проведении первичных проверок. Нужно обязать уполномоченные органы выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков. В таком случае проверяющие органы при проведении первичных проверок будут выполнять прежде всего профилактическую функцию. Если же в ходе проведения плановой ревизии в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства не выявлено нарушений, то он не подлежит включению в план ревизий в течение трех лет. Такая мера, по нашему мнению, позволит повысить уровень доверия бизнеса к контролирующим органам.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. По словам губернатора, в настоящее время подготовлен полный список статей Кодекса об административных правонарушениях, по которым целесообразно ввести дополнительную санкцию – предупреждение – ввиду либо малозначительности нарушений, либо в связи с их периодичностью. Деловое сообщество новость, кажется, весьма обрадовала

– За годы работы у предпринимательского сообщества сложилось такое впечатление, что при проведении проверок для контролирующих органов главное – это оштрафовать, – заметил генеральный директор ООО «Зеленая улица» Валентин Глухов. – Хотелось бы, чтобы целью этих проверок было повышение конкурентоспособности наших предприятий. Если прежде чем выписать штраф, инспекторы будут объяснить, как должно быть, учить бизнес грамотно и правильно работать, нас ждет настоящий прорыв в этом направлении.

Новый визит тайного инвестора

Вторая половина заседания правительственной комиссии была посвящена итогам второго исследования состояния делового климата в Ульяновской области, проведенного по методу «тайный инвестор». На этот раз в муниципалитеты от имени потенциального инвестора поступило предложение перенести в район производство кондитерской фабрики из другого региона. Объем инвестиций в проект, согласно легенде, составлял 50 млн рублей. Для строительства владельцу бизнеса необходим был земельный участок площадью 2,5 – 3 тыс. квадратных метров, подведенная линия электропередач мощностью 30 – 40 кВт.

– В Майнском районе ответственный сотрудник переключил тайного инвестора на дальнейшее общение с КУМИЗО, где пояснили, что они занимаются исключительно земельными вопросами. На предложение разместить фабрику по производству печенья в Карсунском районе ответили, что на их территории уже есть кондитерская фабрика, – рассказал об итогах исследования директор регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства Руслан Кашперский. – Вместе с тем стоит отметить высокую компетенцию сотрудников в ряде районов. Они не только ответили на вопрос инвестора, но и предложили в качестве сырья продукцию местных производителей, рассказали о льготах, объяснили, какую могут оказать помощь в подводе коммуникаций.

В числе «отличников» на этот раз оказались Инзенский, Сурский, Старомайнский, Сенгилеевский, Кузоватовский и Новомалыклинский районы. Худшие результаты продемонстрировали Николаевский, Карсунский, Майнский районы и город Новоульяновск.

Общая оценка – твердая четверка

Кроме муниципалитетов, тайный инвестор проверил региональные органы контроля-надзора, территориальные управления федеральных органов исполнительной власти и организации инженерной инфраструктуры. Среди выявленных в них отрицательных практик: низкая организованность официальных сайтов, большое количество переадресаций от одного специалиста к другому, недоброжелательное отношение при телефонном разговоре или же отказ в предоставлении консультации по телефону. По результатам проверки самые низкие оценки получили Ульяновская таможня и Центр гигиены и эпидемиологии Ульяновской области. Лучше всех в общении с тайным инвестором себя проявили специалисты таких ведомств, как минсельлесхоз региона и территориальное управление Россельхознадзора.

– В целом результаты исследования показали, что комфортность взаимодействия бизнеса с органами власти находится на высоком уровне, – подвел итог председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов. – По совокупности показателей всех муниципальных образований, органов исполнительной власти Ульяновской области, территориальных федеральных органов власти и организаций инженерной инфраструктуры Ульяновская область заслуживает уверенные 4 балла.

Василиса Краснова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.