В минувшую субботу все желающие ульяновцы смогли пообщаться с известным режиссером в креативном пространстве «Квартал».
Как нетрудно догадаться, львиная доля вопросов, задаваемых мэтру российского кино, касались его экранизаций русской классики и основных тенденций современного кинематографа.
– Я снимал фильмы в разные эпохи, и я наблюдал, как меняется восприятие зрителей, – рассказал Владимир Иванович. – В 1980-е кино было для людей настоящей отдушиной, новые картины воспринимались как откровения. Помню премьеру фильма «Зеркало для героя» в 1986-м. осле показа из всего огромного зала ушла лишь малая толика людей. Остальные еще долго обсуждали увиденное, делились впечатлениями. Сейчас, увы, кино на большом экране утратило большую часть своей чувственной составляющей. Что сегодня показывают? Блокбастеры, которые смотрят в основном подростки. Скоро в них можно будет снимать сканированные копии актеров (смеется). Более серьезные фильмы ушли на телеэкран.
– Вам довелось пообщаться с Андреем Тарковским. Правда ли, что у него был оригинальный метод работы на съемочной площадке?
– Да, я искал экипаж для картины «Несколько дней из жизни Обломова» и приехал в Таллин, где шли съемки «Сталкера». Так вот, на площадке Тарковский и Кайдановский играли в «чику» на деньги, а Николай Гринько ходил рядом и уговаривал их начать съемки. И вдруг режиссер скомандовал «Мотор!», и все преобразились, началась настоящая актерская работа.
– Сергей Маковецкий, который сыграл во многих Ваших фильмах, как-то сказал, что если режиссер все сделал как надо, то артисты отдыхают во время спектакля. А у Вас на площадке он тоже может расслабиться?
– Талант Маковецкого расцвел буквально на моих глазах – его первая серьезная роль была в «Патриотической комедии». Конечно, он смог бы раскрыться и без моего участия. Вообще, для режиссера работа с хорошим актером – это как для скрипача сыграть на скрипке Страдивари: подлинное наслаждение. У нас сложилась целая своя труппа, куда входят Александр Балуев, Нина Усатова, Чулпан Хаматова. Каждый раз, обсуждая сценарий, мы смотрим, есть ли там герой для наших любимых актеров. А для фильма «72 метра» нам понадобился целый экипаж – привлекли молодых артистов.
– Ваш фильм «Достоевский» и экранизация «Бесов» вызвали волну споров среди поклонников писателя. Кто говорил о недостоверности биографии Федора Михайловича, иные критиковали Вашу трактовку его героев.
– Отвечу так: кино, и вообще любое искусство – никогда не является правдой жизни. Если уж сама супруга Достоевского, буквально стенографировавшая все их разговоры, впоследствии многое вычеркнула, то что говорить о более поздних исследователях его жизни и творчества? До этой работы я, как и многие, довольно поверхностно относился к Достоевскому, но потом перечитал его книги и буквально влюбился. И то, как я показал его и его героев, – мое видение.
– В рамках фестиваля «От всей души» состоялся «круглый стол» на тему развития регионального кинематографа. Как, по-вашему, может в провинциальном городе сложиться талант, который создаст что-то значимое?
– Безусловно. Сейчас ведь снять фильм может практически любой, и иногда сюжеты оказываются интереснее, чем у профессионалов с огромными бюджетами и опытными актерами. Но все же истинное искусство останется уделом немногих.