В российской столице планируется установить памятник князю Владимиру, известному под прозвищем Красное Солнышко. Часть граждан страны – в недоумении.

Установить памятник собираются на Воробьевых горах, где находится, в частности, Московский государственный университет. Услышав об этом от ведущей программы «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы», журналист, автор некогда очень популярной передачи «600 секунд», Александр Невзоров спросил: «Украинцы хотят установить?». Да нет же, возразила ведущая, наши, российские скульпторы.

Невзоров сказал, что есть в этом какой-то привкус пораженчества, особенно в современных условиях российско-украинского раздрая. Князь Владимир был киевским князем, то есть украинским, и к Москве, Московской Руси не имел никакого отношения, поскольку жил за 250 лет до появления Москвы.

Жил князь киевский Владимир Красное Солнышко, если кто запамятовал, в Х веке. Был, как все варвары тогда, жестоким и безудержным, что стало, возможно, следствием рождения от матери-рабыни. То есть в князи Владимир шагнул прямо по поговорке – из грязи. Имел несколько сот наложниц, или по-современному любовниц. В борьбе за власть и ее удержание пролил реки крови, от князей-соперников до родни, включая братьев. И когда он возвысился достаточно высоко, захотелось ему породниться с византийскими императорами. С этой целью Владимир в сопровождении войска отправился на крымский полуостров, пригрозил, что вторгнется в Константинополь, нынешний Стамбул, и потребовал выдать за него императорскую сестру. Константинополь поставил условие, что Владимир должен принятьих, византийскую, веру, иначе говоря, православие. Так Владимир и стал православным.

За века эта история обросла мифами и легендами, в числе которых, думаю, и повествование, что Владимир разослал по соседним государствам гонцов, чтобы они посмотрели, где какая вера есть, и, вернувшись, доложили ему о наиболее понравившейся. Выбор пал на православие. И вполне корыстный акт (ради императорского родства) превратился в красивую и благоговейную повесть о принятии Киевской Русью новой веры и о крещении народа. Народ был украинским, и крестился он в украинской же реке Днепр, хотя христиане были там и раньше. Православной была, например, бабка Владимира – княгиня Ольга.

Планы по установке этого памятника в Москве свидетельствуют, однако, о глухом мировоззренческом тупике, в котором оказалась наша власть. Решив заменить коммунистическую идеологию православной, она уперлась в отсутствие первоисточника, того, кто принес к нам этот светоч веры, и решила перехватить у Киева его Владимира. Не смущает даже то, что князь Владимир над Днепром это не то же самое, что он над Москвой-рекой. Символика выглядит двусмысленно и может быть истолкована как признание Москвой моральной победы Киева. Как сыронизировал тот же Александр Невзоров, у Владимира должна быть, наверное, и внешность Дмитрия Яроша, лидера украинского «Правого сектора».

Нынешние наши правители воистину временщики и фальсифицируют историю под свои сиюминутные нужды, ничуть, видимо, не заботясь, что будет со страной лет через десять.

Даже меньше.

Сергей Поленов