Если вы нашли в центре Ульяновска папку с двумя прекрасными акварелями, принесите их, пожалуйста, в редакцию «СК» – мы вернем их автору. Накануне своего 75-летия Лев Нецветаев по рассеянности забыл их, но они ему очень дороги как память о Флоренции. Вероятно, они потеряны у парка имени Матросова, и одна картина подписана. А день рождения у этого замечательного человека, по-рыцарски предупредительного с женщинами, по-дворянски обходительного с мужчинами, – сегодня, 6 июня. Лев Николаевич – замечательный архитектор, прекрасный художник, изумительный рассказчик, педагог, публицист, поэт, автор метких заметок в «Симбирском курьере»…

В музее «Архитектура и градостроительство» открылась его персональная выставка «Архитектор рисует архитектуру». Эти пейзажи Нецветаева своим настроением, тонкостью, самими «персонажами» словно продолжают линию другого ульяновского акварелиста, учителя Аркадия Пластова – Дмитрия Архангельского. Церквушки, старые дома, памятники архитектуры прошлых лет написаны в той же неброской цветовой гамме, с такой же любовью и, может быть, с той же целью – сберечь на листе бумаги образ города. Например, кирха на улице Железной дивизии сейчас уже не совсем такая, как на акварели Нецветаева…

Практически с каждой из акварелей, написанных в разное время в разных городах, у Льва Николаевича связана какая-нибудь история. В Праге он отстал от группы, чтобы нарисовать живописный вид, и эту акварель хотела у него купить француженка, но не пришла к назначенному часу, а Нецветаеву пришлось уйти. Зато другой рисунок, сделанный в Риме неподалеку от Колизея, заинтересовал сразу трех молодых людей – «алжирцев, видимо», предположил художник, поскольку те говорили по-французски. Они попросили написать портрет каждого из них. Те пытались обхитрить наивного, как им показалось, русского, и так запросившего совсем немного. Но Лев Николаевич со времен учебы в школе владеет разговорным французским и потому потребовал с них недостающую сумму. «Но мы хотим есть!» – попытались сэкономить приятели. «Но я тоже хочу есть!» – не растерялся Нецветаев и получил всю оговоренную сумму сполна. В Литве группа ульяновских художников осматривала Тракайский замок, а Лев Николаевич остановился снаружи и быстро набросал этюд, и теперь у него единственного есть напоминание отом путешествии. На одну из акварелей молодого Нецветаева попали капли дождя, навсегда оставшиеся на рисунке, – эффект получился очень интересный, крайне заинтересовавший старших товарищей Нецветаева, принимавших его в Союз художников. Есть здесь и акварель, которую отметил в свое время строгий и скупой на похвалу председатель Союза художников Алексей Моторин.

– Архитектура – хорошая модель, – говорит юбиляр. – Она не капризная – не будет, как купчиха у Гоголя, возмущаться, что нарисуешь ейтень под носом; не станет ругаться, что непохоже вышло. Как не рисовать ее, когда попадаешь в чужие края, где свой архитектурный «климат»? Мне очень интересна история – сама по себе. Она связана с людьми, характерами, взаимоотношениями личностей и партий…

Поэтому, когда я вижу старинные здания – а на моих акварелях есть постройки времен Ивана Грозного, Дмитрия Донского, одна из триумфальный арок Рима и другие, – я не то чтобы представляю картины былого, но, наверное, что-то такое в подсознании происходит.

Как известно, Лев Николаевич уже много лет преподает в Ульяновском государственном техническом университете, и, конечно, с юбилеем и вернисажем его поздравили ученики и выпускники. А привычка готовиться к лекциям и делиться знаниями вылилась в книгу Нецветаева об архитектурном пейзаже, в которой прослеживается история развития этого жанра, рассматриваются различные техники, авторские стили, исторические параллели. Вероятно, к концу 2015 года УлГТУ издаст это любопытное исследование.

Лев Николаевич очень любит Пушкина, в подробностях знает его биографию и дорожит тем, что родился в один день с ним – 6 июня.

В Выставочном зале Музея Пушкина в Москве, что в Денежном переулке, 25 июня откроется еще одна выставка Нецветаева – его Пушкиниана. К более чем сотне картин, уже знакомых и ульяновцам, и москвичам, присоединится десяток новых работ. Как пояснил автор, он взял темы из биографии поэта, не тронутые другими художниками. Один из рисунков углем изображает момент, когда Пушкин, умоляя Брюллова подарить ему рассмешивший его рисунок, встал на колени. Другой сюжет о том, как посреди ночи Пушкин привел Брюллова к себе домой и показывал ему своих спящих детей. «Пушкин, на кой черт ты женился?» спросил Брюллов. Рассказывать о Пушкине, читать его стихи Лев Николаевич может долго, с удовольствием, которое невольно захватывает слушателей. И мы желаем дорогому юбиляру еще многие годы сохранять его глубокий интерес и к любимому поэту, и к нашему городу, и к самой жизни.

Анна Школьная