В начале мая администрация Ульяновска утвердила масштабные изменения в схему нестационарных торговых объектов, согласно которым в городе должно появиться 75 новых площадок для размещения торговых объектов. На некоторых участках эти самые объекты уже начали возводить. Ларьки возвращаются?
Еще пять лет назад в Ульяновске насчитывалось более 2000 киосков, но, начиная с конца 2012 года, их количество начало активно сокращаться. Причин для этого оказалось несколько. Первым ударом по киоскам стал запрет на торговлю пивом в ночное время в киосках, расположенным на остановках, введенный на федеральном уровне с начала 2012 года, который был успешно обойден путем переноса остановок, затем, с начала 2013 года, начал действовать полный запрет на торговлю пивом и алкоголем, а также табаком и, одновременно, владельцы киосков столкнулись с невозможностью продления договора аренды земли с администрацией города. Впрочем, в этой связи стоит отметить, что у многих киоскеров договоры аренды были просроченные, а результаты рейдов показывали, что приблизительно каждый десятый киоск работал вообще безо всяких документов.
Каждый десятый киоск работал вообще безо всяких документов.
В итоге арбитражный суд оказался завален исками предпринимателей, которые пытались отстоять своё право на аренду земли, и администрации города, которая просуживала предпринимателей, не желающих самостоятельно демонтировать свои ларьки. Результатом этой кипучей деятельности стало заметное сокращение количества киосков на улицах города — те, кто умудрился переоформить договор аренды, либо перестроили свои киоски в павильоны путем имитации «торгового зала» в пару квадратных метров либо перепрофилировались на торговлю выпечкой и тому подобным. Места же некоторых снесенных киосков заняли павильоны с питьевой водой, а также павильоны лояльных к власти торговых сетей.
Судя по всему, гайки несколько отпустили, но уже на новом уровне.
Со второй половины 2014 года на федеральном, а затем и на региональном уровне, начали звучать осторожные намеки на возможное возвращение в киоски пива и сигарет. Сначала высказались федеральные антимонопольщики, затем тему подхватил и губернатор.
До активных действий дело дошло уже в этом году. Судя по всему, гайки несколько отпустили, но уже на новом уровне. В результате на региональном уровне были подготовлены законодательные инициативы, которые заметно скорректировали жесткую позицию региона в отношении нестационарных мест торговли, отложив обязательное требование по оснащению рынков крытыми торговыми павильонами аж до 2030 года (если верить материалам к заседанию правительства региона, где обсуждался этот вопрос), а на уровне города началось внесение изменений в схему расположения нестационарных торговых объектов. Отметим, что порядок внесения этих изменений устанавливается на региональном уровне — областным минсельхозом, который фактически и курирует нестационарную торговлю.
Речь в подобных случаях идет о массовом выделении участков под строительство павильонов, в которых можно законно торговать и сигаретами, и пивом.
Наиболее масштабные изменения были приняты в начале мая — тогда в схему размещения нестационарных торговых объектов добавилось 75 новых и существующих участков — 11 в Ленинском районе, 3 — в Железнодорожном, 41 — в Засвияжье и 20 — в Заволжье. При этом значительная часть из новых участков оказалась вовсе не на тех местах, где ранее были установлены киоски, а средняя площадь участков значительно превысила площадь участков, которые арендовались под киоски. Так, в переулке Комсомольский около центрального рынка должен появиться нестационарный объект площадью 67 квадратных метров, а в Засвияжском районе максимальный размер выделяемого участка и вовсе превышает 600 «квадратов». Очевидно, что речь в подобных случаях идет о массовом выделении участков под строительство павильонов, в которых можно законно торговать и сигаретами, и пивом. Из них около половины составляют небольшие участки в 6-14 квадратных метров, пригодные для киосков, а половину — достаточно крупные участки под строительство павильонов.
С 1 марта этого года, когда начали действовать изменения в Земельный кодекс, получить землю под киоск можно лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов без процедуры торгов. Кроме того, порядок разработки схемы, утвержденный на региональном уровне минсельхозом, предусматривает достаточно простой способ внесения в нее изменений на основе рассмотрения «предложений». При этом единственным серьезным ограничением для изменения схемы размещения является лишь требование о включении в нее не менее 60% действующих торговых объектов. И на федеральном, и на региональном уровнях столь упрощенная схема выделения участков неизменно трактуется как снижение административных барьеров и поддержка малого и среднего бизнеса. На деле же все станет понятно, когда новые нестационарные объекты будут достроены, – посмотрим на вывески. Бьемся об заклад, что вывески эти окажутся знакомыми и вовсе не по предыдущим киоскам, которые успешно демонтировали и вывезли.
Фото – Камиль Багаутдинов