Ольга САВЕЛЬЕВА
Как хотелось бы побродить возле Тракайского замка, постоять на Карловом мосту в Праге, пройтись по набережной Тибра в Риме или заглянуть в базилику Санта-Мария Нуова, подышать воздухом уютной вильнюсской улочки, подивиться мудрому величию Псковского кремля…
Если вам не довелось это сделать в жизни, приходите в музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска», где открылась выставка «Архитектор пишет архитектуру» художника Льва Нецветаева, посвященная его 75-летию.
– Лев Николаевич, почему накануне юбилея выбор пал на архитектурные пейзажи?
– Первая моя профессия – я ведь архитектор – в какой-то мере обязывает. К тому же на общих выставках обычно представляешь портреты, композиции. А эти работы все откладывались, хотя их довольно много. Это выставка такая спонтанная, в экспозиции то, что попалось под руку. В любых поездках – если любишь рисовать, то рисуешь. Архитектура – модель очень хорошая. Она не капризничает, что под носом тень, как возмущалась купчиха у Гоголя в «Портрете», она не ругается, что не похожа. Особенно интересно, когда попадаешь в другие края, где свой художественный и архитектурный климат. Часто бывает: все – на экскурсии, а я – рисовать.
– В век мобильных и планшетов каждый может заснять любую улицу, здание. Что художник может рассказать такого, что не способна сказать фотография?
– Фотография запечатлевает все до последней трещины, а художник отсеивает «лишнее». На фото случайная тень упала, случайные люди в кадр попали. А здесь можно более прочувствованно проявить и донести красоты архитектурного стиля.
– В экспозиции – практически только акварели…
– Архитектурный пейзаж требует большой точности. А в природе все «плывет». Акварель – самая архитектурная техника, позволяет соблюсти тонкий рисунок, дойти до деталей. В последние годы я много рассказываю об архитектурных пейзажах – на бумаге. Недавно все-таки добил учебное пособие «Работа над архитектурным пейзажем». Там около 400 иллюстраций, история, рассказ о том, как разные художники работали в различных техниках – перо, карандаш, уголь, тушь, сангина, акварель, гуашь. Сдал в университетское издательство, надеюсь, осенью книга выйдет. Самому было писать интересно, постоянно возникали какие-то исторические параллели.
– Понимаю, как вдохновляет архитектура Рима, Флоренции, Вильнюса, старого Симбирска. А что все-таки душе-то ближе?
– Псков меня задел больше всего. Архитектура его настолько наша, славянская, северная. Может, потому, что у меня отец из северных краев, из Архангельской области. Псковская архитектура такая мягкая, спокойная, пластика у нее, можно сказать, рукодельная. Мне очень интересна история – сама по себе. Поэтому, когда я вижу старинные здания, не то чтобы представляю картины былого, но, наверное, что-то такое в подсознании происходит.
– Человека, который родился в пушкинский день, 6 июня, не могу не попросить прочесть что-нибудь из Александра Сергеевича…
– В детстве я любил поэму «Полтава». До сих пор помню:
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
У Пластова, кстати, есть великолепная иллюстрация к этому эпизоду. Единственный раз промелькнула в журнале «Огонек» в 1949 году и больше я ее нигде не видел.
– И еще о пушкинской теме. В 2010 году в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина на Арбате проходила выставка «Пушкинская тема в творчестве Льва Нецветаева». Слышала, готовите для Москвы новую?
– Тогда выставлялось 107 работ. Сейчас добавилось с десяток новых. Нынешняя персональная выставка, моя «Пушкиниана», откроется в том же музее в конце июня. Я взял темы из биографии поэта, не освоенные другими художниками. Например, сюжет о том, как посреди ночи Пушкин привел Брюллова к себе домой и показывал ему своих спящих детей. «Пушкин, на кой черт ты женился?» – спросил Брюллов…

Справка «НГ»
Лев Николаевич Нецветаев – почетный архитектор России, член Союза художников России. Окончил Московский архитектурный институт. По проектам Нецветаева в Ульяновске построено здание салона «Юбилейный» на улице Гончарова, тринадцатиэтажные жилые дома на кольце Пушкарева, Дом техники на улице Минаева. С 1990 года – доцент кафедры «Архитектурно-строительное проектирование» УлГТУ. Проиллюстрировал более 40 книг ульяновских поэтов и писателей. Автор двух поэтических сборников, в том числе – «Симбирская гора» о Пушкине и его современниках с авторскими иллюстрациями. В 1999 году был участником Всесоюзной художественной выставки «Болдинская осень» и награжден Золотой Пушкинской медалью творческих союзов России. Созданный Нецветаевым акварельный портрет поэта принадлежит Московскому государственному музею имени А.С. Пушкина.

Кстати
В музее «Симбирские типографии» в эти дни работает выставка «Чудеса Лукоморья». На ней представлены работы народного художника России Анатолия Зыкова – его иллюстрации к сказкам Пушкина. Зыков и Нецветаев тесно общались, и, конечно, их объединяла любовь к поэту. – Пушкинскую тему с наскока не возьмешь, – говорил Лев Николаевич. – Пушкиниана Зыкова – уникальное явление в российской культуре. Такого глубокого творческого проникновения в мир Пушкина еще не знало изобразительное искусство. Судьба одарила меня незаслуженным, поистине царским подарком – дружбой с Анатолием Ивановичем, поводом к которой стала моя увлеченность пушкинской темой. Я неоднократно имел счастье быть в его мастерской и видеть «живьем» его замечательные работы. Анатолий Иванович шесть раз приезжал в Ульяновск, подарил нашим музеям 72 работы. Летом 1999 года я послал Зыкову свою книжку «Симбирская гора», и вот отрывок из его ответного письма: «Ульяновск – серьезная литературная точка на карте России. Как-то раньше Пушкин у меня связывался с Нижним, с Казанью, ну, разумеется, с Оренбургом. А в узле с Карамзиным, Языковым, Дмитриевым и другими – это ведь получается, что в городе должен быть ДОМ ПУШКИНА, центр культурной жизни края. И грань-то какая: Пушкин и Волга, Пушкин и Заволжье, Пушкин и пласт истории и современной ему культуры. Волга и Пушкин – это ведь тема ого-го!.. И вообще где-то в России, на Волге, должен быть ДОМ ПУШКИНА! Солнечное сплетение!..».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.