Андрей ТВОРОГОВ
Профессиональный праздник соцработников выпал на понедельник и для большинства прошел как обычный рабочий день.
Тихо прошел этот праздник и на кафедре социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета – сейчас студенты сдают зачеты и экзамены, готовятся к защите выпускных квалификационных работ. А педагоги готовятся принимать абитуриентов – приемная кампания начнется уже 25 июня.
Приглядеться к этой профессии, а также понять, как проходит обучение будущих социальных работников, «НГ» помогла исполняющая обязанности заведующей кафедрой социальной работы кандидат социологических наук Ирина Плохова.

ЕГЭ ЛИЧНОСТЬ НЕ ОЦЕНИВАЕТ
– Наверное, когда вчерашние школьники приходят на первые лекции, они мало представляют, что за профессию выбрали… Как объясняете?
– Что такое социальная работа, мы начинаем говорить абитуриентам еще при подаче документов, чтобы они действительно понимали, какую профессию выбирают. А на первых лекциях мы уже проводим встречи с работодателями. Это наша главная цель на протяжении начала обучения – дать студентам понять, где и кем они смогут работать. В конце первого курса студенты уже проходят первую учебную практику.
– А кто работодатели и где востребованы социальные работники?
– Поле деятельности – это вся наша социальная сфера. Это и государственные, муниципальные службы, и различные социально-реабилитационные центры, и учреждения геронтологического профиля, и социальные приюты, и средние учебные заведения… Это общественно значимая, востребованная профессия.
– И, наверняка, требующая особых личностных качеств.
– Да, в учебном плане есть целый блок дисциплин, посвященных личностным качествам, – деонтология социальной работы, этические основы социальной работы. К сожалению, современная система поступления в высшие учебные заведения не ранжирует студентов по личностным качествам. Ранжирование в рамках ЕГЭ идет только по учебным показателям. В некоторых зарубежных странах абитуриенты, подающие на данное направление подготовки, обязаны пройти предварительно психологический тест.
– А ЕГЭ не показывает умения сопереживать и сочувствовать.
– Студенты в процессе подачи документов и в ходе обучения стараются понять – смогут они работать в выбранной профессии или нет. Но так как на этапе выбора профессии и поступления в вуз мы рассказываем все о данном направлении подготовки, чтобы вчерашний школьник смог решить – подавать или не подавать заявление, то во время обучения студенты «не отсеиваются», продолжают учиться. Это показатель, что ребятам нравится учиться.
И В НАУКУ, И НА РАБОТУ
– Я так понимаю, обучение на социального работника – это процесс достаточно сложный?
– Учебный план данного направления подготовки делится на несколько блоков дисциплин: социально-гуманитарный, естественно-математический. В профессиональном блоке студенты изучают дисциплины юридического, управленческого, психолого-педагогического, медицинского и, конечно же, социального характера. Такой широкий спектр дисциплин необходим для того, чтобы ребята имели возможность работать специалистами в любых учреждениях социальной сферы.
– Но ведь обучение – это еще и научная работа?
– Наши студенты, начиная со второго курса, пишут научные студенческие статьи, курсовые работы, на четвертом курсе они работают над выпускной квалификационной работой. В рамках студенческих научных работ проводятся исследования, разрабатываются социальные программы, часть которых внедряется в социальных организациях. Самые лучшие мы стараемся отправить на различные конкурсы как регионального, так и всероссийского уровней. Наши студенты себя отлично показывают. Одно из наших последних достижений – участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по социальной работе в Москве, где мы заняли первое место в номинации «Социальный ролик».
– А что касается их профессиональных успехов – следите ли за судьбами студентов?
– Мы всегда следим за судьбами своих студентов и знаем, что в основном они хотят работать по специальности – и больше половины работают. К сожалению, не все могут найти рабочие места.
ПРОФЕССИИ 24 ГОДА
– Но вы же говорили, что профессия востребована.
– Профессия действительно востребована. Социальная сфера развивается, а ставок, к сожалению, мало. Необходимо в учреждениях социальной сферы вводить ставки социальных работников, социальных педагогов.
– Какова вообще история социальной работы в России?
– В России социальная работа официально появилась с 1991 года, когда постановлением Госкомтруда СССР ввели дополнение в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должность специалиста по социальной работе. Это не значит, что до 1991 года работа в социальной сфере не проводилась. Существовали дома престарелых, детские дома, приюты, распределители, центры социального обслуживания, но профессии «Социальный работник» никто не учил. С 1991 года в России социальная работа стала развиваться как профессиональная, учебная и научная деятельность. Стала развиваться российская модель социального обслуживания, и в этом помогают кафедры высших учебных заведений, которые обучают студентов -будущих специалистов по социальной работе. Сегодня мы говорим о новом направлении в социальной сфере – социально-государственном партнерстве, то есть о предоставлении социальных услуг через некоммерческие организации, организации с ограниченной ответственностью и другие частные организации. Этому тоже необходимо учить.
– Каких студентов ждете в этом году и что можете им предложить?
– Нам нужны активные студенты, которые хотели бы себя реализовать в этой жизни. В социальной сфере это возможно. Но отбор у нас действительно строгий – нужны подготовленные ребята и те, кто желает учиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.