Спасая жизни пациентов, врачи подчас делают невозможное. Причем за качественной помощью не обязательно отправляться за тридевять земель — ульяновские врачи гораздо чаще, чем кажется, вытягивают людей с того света. Корреспонденты «МГ» узнали о нескольких страшных случаях со счастливым концом.

Пришили руку
Уникальную операцию недавно провели хирурги Ульяновской областной клинической больницы. В отделение торакальной и сосудистой хирургии поступил мужчина, не просто повредивший руку, а чуть не лишившийся ее.

Юрий чинил окно, когда стекло упало ему на руку. Повреждены оказались не только мышцы и сосуды, но и нервы, суставы. По сути, в таких случаях люди обычно теряют руку. Но Юрию повезло. Наложив жгут, его быстро доставили в Большенагаткинскую ЦРБ, а оттуда — на операционный стол в областную больницу.

— Операция длилась пять часов, — рассказывает торакальный сосудистый хирург Сергей Мустафин. — Больному восстановили целостность капсулы локтевого сустава, плечевой артерии, совместно с нейрохирургами восстановили целостность нерва и, по возможности, мышц. Операции такой сложности бывают нечасто.

По словам Юрия, чувствует он себя хорошо, уже понемногу шевелит рукой. Конечно, как раньше рука работать не будет, но есть все шансы восстановить ее функции на 50-70%. Это хороший результат, учитывая, что человек мог полностью потерять руку.

— К сожалению, травматические повреждения встречаются часто, — говорит заведующий отделением Ильдус Гумеров. — Ежегодно происходит по 40-50 операций после бытовых травм с повреждением сосудов . Мы всегда восстанавливаем их полностью. Пока в области наше отделение — единственное, где делают подобные операции.

Если уж травмы избежать не удалось, нужно как можно скорее обратиться в медучреждение. Чем меньше времени прошло, тем больше шансов на восстановление.

Слух вернулся
В апреле весь Ульяновск обсуждал другой громкий случай — врачи той же больницы вернули женщине слух спустя 60 лет.

В детстве Анжелика Васильевна, переехавшая в Ульяновск в 80-х годах, жила в Луганске. Как-то раз она вместе с другими детьми перебегала дорогу перед военным грузовиком. Все товарищи успели убежать с дороги, а вот Анжелика угодила под колеса.

В результате той аварии девочка получила травму лицевой части кости. Слуховой проход оказался полностью закрыт сросшейся тканью, и долгие годы пострадавшая ничего не слышала тем ухом. Ей предлагали операцию, но она испугалась, что будут долбить кость. Но когда проблемы начались и со вторым ухом, пострадавшая все же обратилась к врачам.

Как оказалось, ничего сверхъестественного в операции не было. В Ульяновской облбольнице женщину прооперировал молодой врач, Евгений Калегин — выпускник УлГУ, два года проработавший в больнице.

Во время операции женщине полностью убрали излишек ткани, заново создав наружный слуховой проход, установили туда стент, чтобы не произошло обратного смыкания тканей. В итоге, спустя десятилетия, женщина с удивлением и счастьем поняла — она слышит!

Как отмечал тогда заведующий лор-отделением Валерий Лисин, с такими случаями врачи сталкиваются часто, особенно после ДТП. Операции проводятся успешно, и к людям возвращается слух. Главное — не бояться обращаться к врачу.

Утопленник будет жить
Купальный сезон только начался, но жертвами воды уже стали многие ульяновцы. Не так давно печальную статистику едва не пополнил молодой человек, 30 мая в компании друзей отдыхавший на озере в Майнском районе.

И хотя парень остался жив, в Ульяновской областной клинической больнице, где сейчас поправляет здоровье пострадавший, об этом случае говорят: он утонул.

Молодой человек пережил так называемое истинное утопление: наглотался воды, ушел под воду и провел в ней без сознания около пяти минут. К счастью, кто-то в компании сумел оказать ему грамотную первую помощь. Благодаря этому, удалось дождаться «скорой», которая отвезла парня в Центральную районную больницу, где его перевели на искусственную вентиляцию легких.

— Молодой человек был в тяжелом состоянии, в коме, и 31 мая по линии санитарной авиации его перевели к нам, — говорит заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии областной больницы Игорь Шевченко, — Без сознания он провел четыре дня. Здесь ему проводилась интенсивная терапия, гемодиализ (так называемая процедура «искусственной почки»). 3 июня пациента сняли с искусственной вентиляции легких, а 5 июня перевели в пульмонологическое отделение.

— Сейчас он чувствует себя гораздо лучше, — говорит заведующая пульмонологическим отделением Ирина Галушина. — Когда утопление происходит в пресной воде, она проникает через легкие в весь организм, страдают все его функции. Сейчас молодому человеку оказывается обширная восстановительная помощь. Мы надеемся, что грубого следа остаться не должно.

Этот случай можно назвать уникальным. Обстоятельства сложились для «утопленника» удачно: друзья провели реанимацию, «скорая» приехала быстро. Большой вклад в спасение внесли районные врачи, а в обоих учреждениях есть современные аппараты искусственной вентиляции легких.
Но в таких случаях человека редко удается спасти. Поэтому помните: купаться в необорудованных местах нельзя. Тем более нельзя заходить в воду в состоянии опьянения.

Поиграл со спичками
Часто в руки медиков попадают жертвы другой стихии — огня. И помощь им — тяжкий и кропотливый труд, иногда превращающийся в борьбу со смертью.

Такая борьба сейчас идет в Центральной городской клинической больнице Ульяновска. Недавно в ожоговое отделение из Карсунской ЦРБ с помощью санитарной авиации доставили шестилетнего мальчика со страшными ожогами — самой серьезной, третьей степени. У него обожжены 30% тела.

Причиной тому стала детская шалость. Мальчик где-то нашел спички и поджег их. От этого огонька загорелась его одежда из синтетики. В итоге у ребенка оказались обожжены туловище, правая рука.

— Сейчас мальчик находится на специализированной противоожоговой, противопролежневой кровати — как на воздушной подушке, — рассказывает заведующая ожоговым отделением ЦГКБ Ольга Демидова. — Три операции ему уже сделано, предстоят еще несколько. Из-за того, что площадь большая, а ожоги глубокие, требуется удаление нежизнеспособных тканей, пересадка кожи. Сейчас ему проводятся постоянные лекарственные терапии, дается специализированное питание.

По словам врача, в больнице мальчик проведет не меньше месяца, а период реабилитации займет от года до двух лет.

Ожоговое отделение ЦГКБ Ульяновска — единственное на всю Ульяновскую область, поэтому принимает сложных больных со всего региона. Как взрослых, так и детей. По словам Ольги Демидовой, с подобными случаями приходится сталкиваться каждый месяц.

Самые частые травмы у детей — ожоги чаем или кофе: мама держит ребенка на руках, когда пьет напиток, а малыш опрокидывает на себя бокал. Часто дети опрокидывают на себя тарелки с горячей едой. Поэтому важно не ставить перед ними горячий суп или кашу и дуть на ложку, а остужать перед кормлением всю тарелку.

Летом учащаются солнечные ожоги. Не стоит думать, что правила загорания — пустой звук. Среди «летних» ожогов — травмы от жидкости для розжига и в бане. Помните: жидкость надо капать на ткань или бумагу, и поджигать положенные сверху дрова. А не лить жидкость на огонь. В бане чаще страдают нетрезвые люди, перепутавшие горячую воду с холодной, или неосторожно обращающиеся с паром. Также обжигаются пожилые люди, которые теряют в бане сознание и падают, задевая раскаленные баки. Поэтому пожилого человека лучше не пускать в баню одного.