ГВС и отопление занимают львиную долю в размере платы за жилье, и, соответственно, вопрос экономии энергоресурсов всегда актуален. Прошедшей зимой не раз приходилось слышать нарекания от жильцов МКД, мол, энергетикам выгодно «жарить» вовсю, а мы форточки открываем и потом выкладываем за это гигантские суммы! В чем причина этой проблемы? Мы попытались разобраться в данном вопросе вместе с нашим экспертом.
Наш собеседник – Александр СЯМАН – по профессии инженер-электроник. Он является специалистом по автоматизации технологических процессов. Уже более 10 лет занимается общедомовыми приборами учета на тепло, а также пуском-наладкой систем погодного регулирования. Эксперт рассказал «Управдому 73» о коренных причинах упомянутых трудностей и о том, как их побороть.
Нередко горожане также жалуются на то, что в одном и том же доме в некоторых квартирах страдают из-за огненных батарей, а в других ходят чуть ли не в валенках.
– Когда люди обращаются по этому поводу в свою управляющую компанию или к ресурсникам, им обычно предлагают установить в МКД систему погодного регулирования, – говорит Александр Александрович. – Однако вся соль в том, что сам по себе прибор погодного регулирования названные проблемы не устраняет.
Без балансировки и «погодник» не нужен
– Речь пойдет не о новых домах – там-то эти проблемы решаются, а о тех МКД, где живут большинство ульяновцев – 1960-1990-х годов постройки. Когда я принимаю работы от тех подрядчиков, которые в подобных домах устанавливают систему погодного регулирования, везде вижу одно и то же: в данных МКД не проведена гидравлическая балансировка. Хотя это самое главное, без этого все разговоры об энергоэффективности, экономии тепла и комфорте жителей так и останутся только разговорами, – заявляет СЯМАН.
По его словам, гидравлическая балансировка – это целый комплекс технических мероприятий. В этой статье мы расскажем только о некоторых из них – тех, о которых в первую очередь должны знать собственники старого жилого фонда.
– Если с жителей конкретного дома берут несоразмерно большую оплату за теплоснабжение (это при том, что у них в МКД уже установлен «погодник»), то, скорее всего, система отопления дома полностью разбалансирована. По этой же причине в одних квартирах слишком жарко, в других – холодно.
Закономерен вопрос: как же исправить ситуацию?
– Пошагово, – отвечает эксперт.
– И, как говорится, начинать нужно с себя.
Шаг 1-й. Регулировка внутри квартиры
– Одна из моих соседок как-то разговаривала со своей подругой из Германии и жаловалась, что в ее квартире так жарко, что приходится открывать окна. Подруга ей отвечает: «Так разве у вас на батареях не установлены регуляторы температуры? Если слишком тепло – я могу сама поставить ту температуру, с которой мне комфортно!». Естественно, моя соседка даже не поняла, про что та говорит. И многие (не только в Ульяновске, но и в целом по России) мало что об этом слышали, – комментирует Александр Александрович.
Между тем в развитых странах балансировочные клапаны, действующие на основе термостатического принципа, используются повсеместно.
– Прежде всего, речь идет о комфорте собственника: установив на свою квартирную батарею регулятор, я могу запрограммировать ровно тот температурный режим, который меня устраивает. Мало того: можно в разных комнатах одной квартиры устанавливать различную температуру, – уверяет СЯМАН.
Он также обращает внимание на то, что нельзя путать регуляторы температуры с обычными вентилями, работающими по принципу «открыть-закрыть».
– Такие вентили не предназначены для регулировки – с их помощью либо открывается, либо полностью закрывается подача теплоносителя. Если попробовать закрывать не полностью, то есть риск затопить соседей снизу либо вообще «завоздушить» стояк, – поясняет эксперт.
В настоящий момент подобные регуляторы можно легко купить – в основном они иностранного производства, средняя стоимость – 1,5 тыс. рублей.
– Установка таких клапанов в каждой квартире позволяет решить сразу два основных вопроса. Во-первых, жители смогут самостоятельно устанавливать ту температуру, которая им комфортна, а не бегать с нижайшими просьбами в управляющую компанию или с требованиями к тепловикам изменитьнагрев теплоносителя, – поясняет СЯМАН. – Во-вторых, устраняется регулировка температуры в квартире «первобытными» способами – через открытую форточку. Я называю такой подход «первобытным» потому, что трудно представить себе более бессмысленный способ потратить собственные деньги.
Шаг 2-й. Балансировка стояков и подъездов
– Вот скажите, какова вина тех собственников, которые проживают в самом дальнем от теплового пункта подъезде или чья квартира запитана на стояк от «обратки»? Замечу, что мы с вами говорим здесь о распространенной в Ульяновске однотрубной системе отопления. Естественно, они ни в чем не виноваты и право на комфорт у них такое же, как и у остальных жителей. Тем не менее очень часто именно эти собственники жалуются на то, что в их квартирах холодно. Причина – отсутствие элементарной гидравлической балансировки в доме, – продолжает наш собеседник.
В связи с этим следующий шаг, который он предлагает сделать, – установить на каждый подъездный стояк балансировочный клапан. В отличие от термостатических регуляторов на батареях стоячные клапаны работают на другом принципе – на расходном.
– Их цель – отбалансировать циркуляционный расход теплоносителя таким образом, чтобы на всех стояках одного подъезда была комфортная температура.
Благодаря этому снижается циркуляция и получается реальная экономия по теплу. Иными словами, общедомовой счетчик будет показывать меньший расход тепла, поскольку МКД будет меньше потреблять ресурса. Такие же клапаны необходимо установить в каждый элеваторный узел (то есть – поподъездно).
Понятно, что решение об установке клапанов на стояках и в подъездах можно принять только на общем собрании собственников.
– Естественно, установка клапанов стоит денег, однако гидравлическая балансировка обязательно окупит себя, – считает Александр СЯМАН. – Только после перечисленных мероприятий есть смысл говорить об эффективности прибора погодного регулирования и о реальном энергосбережении. Приведу простой пример: когда запускается «погодник», обычно учитывается средняя температура в МКД и делается так, чтобы в наиболее «жарких» квартирах было комфортно. Однако почти всегда тут же начинают жаловаться собственники, живущие в подъездах, которые расположены дальше всего от теплового пункта. Из-за этого приходится вручную повышать температуру во всем доме, и тогда встает вопрос: «Зачем вообще нужен прибор погодного регулирования, если все и так будет делаться вручную?». В том-то и дело, что без балансировки «погодник» фактически не выполняет своих функций.
От себя добавим, что в Ульяновске есть дома, где действительно балансировку проводят вручную, не устанавливая никакого дополнительного оборудования. Но для этого в доме на зарплате содержится отдельный специалист, который этим постоянно занимается. Увы, на все МКД таких спецов у нас в городе просто нет физически, их не существует в природе, и взять неоткуда, а приборы можно купить.
Хорошая идея для инвесторов
По словам Александра СЯМАНА, вся запорно-регулирующая арматура (балансировочные клапаны, регуляторы и т.п.), которая была описана выше, фактически не производится в России. Кстати, не выпускали ее и в СССР: когда цены на ресурсы были стабильными и низкими, об экономии не думали.
– Сейчас ситуация в корне изменилась, и необходимость в точной балансировке городских МКД стоит очень остро. Однако вы представляете, сколько нужно регулирующей арматуры на все дома того же Ульяновска? Тем более если учесть, что все эти клапаны – западного производства? Мне кажется, неплохо было бы наладить изготовление подобных вещей в России, даже непосредственно у нас в городе. Вот вам и замещение импорта, о котором сейчас так много говорят! А потребность в такой аппаратуре с каждым годом только растет. Так зачем ее втридорога покупать за рубежом, если можно делать самим?! – восклицает в заключение нашей беседы инженер.
Евгений Нувитов
NikolaevaVf
В Ульяновске проводилось за последнее время несколько семинаров и совещаний по установке балансировочных клапанов, тема актуальная, на старом фонде установить их проблематично, но при снижении стоимости оборудования, дело нужное. Ну, а идея, высказанная в последнем абзаце статьи очень хороша, вот этот вопрос и стоит рассмотреть предметно с нашими машиностроителями.