Сергей Морозов обозначил шесть первоочередных задач развития сельских поселений.
Традиционный праздник День поля, посвященный подведению итогов весенне-полевых работ и награждению отличившихся передовиков, в этом году предваряло заседание Губернаторского совета на тему комплексного развития сельских территорий.
Открывая его, губернатор Сергей Морозов отметил, что сегодня «действительно важно объединить свои усилия и возможности. 2015 год достаточно непростой для каждого из нас – и для работников агропрома, и для управленческого корпуса, и для самих жителей области. Но, несмотря на сложности, мы справляемся со стоящими перед нами задачами».
Особый вклад в укрепление стабильности, по мнению главы региона, вносят именно сельские жители и сельские территории в целом. Именно от благополучия села напрямую зависит решение целого ряда стратегических задач – от продовольственной безопасности и экологического благополучия до демографической стабильности и перспектив культурно-исторического развития.
Задачи решенные
В прошлом году перед областным правительством был поставлен ряд соответствующих приоритетных задач. По словам Сергея Морозова, практически все они успешно решены.
IMG_0410
Первое. Успешно проведена инвентаризация сельских населенных пунктов, что помогло уточнить структуру сельских территорий. На сегодняшний день, согласно проведенному исследованию, практически половину сельских населенных пунктов (49,8%) можно отнести к категории развитых и развивающихся сельских территорий. Из них развитых – 187 – 19,3%; развивающихся – 296 – 30,5%.
Кроме того, более трехсот сельских населенных пунктов (333, или 34,3%) можно охарактеризовать как сельские территории, имеющие потенциал для развития. Как отметил губернатор, при должном внимании к таким населенным пунктам их можно превратить в хорошие инвестиционные площадки как для развития сельского хозяйства, так и для развития перерабатывающих производств. Все зависит от нас с вами.
Второе. Определены конкретные «точки роста» сельских территорий. Отобрано 100 ключевых сельских населенных пунктов. (Основными критериями отбора являлись активная гражданская позиция сельских жителей, а также наличие в селе действующего объекта экономики.) По мере развития сельских населенных пунктов реестр «100 точек роста» будет меняться – будут исключаться развитые сельские населенные пункты и включаться новые «точки роста». Реестр будет пересматриваться каждый сентябрь.
Третье. Выстроена устойчивая система межведомственного взаимодействия по вопросам развития сельских территорий. В целях координации деятельности министерств и ведомств, ответственных за реализацию профильных мероприятий, создана межведомственная рабочая группа из числа представителей исполнительных органов государственной власти для оперативного решения проблемных вопросов и совместной разработки программных мероприятий, направленных на развитие сельских территорий. Для оперативного решения возникающих проблемных вопросов аналогичные рабочие группы созданы в каждом муниципальном образовании.
Кроме того, областной минсельхоз наделен полномочиями по согласованию всех программных мероприятий, связанных с развитием сельских территорий. Утверждение соответствующих муниципальных программ происходит только после их согласования с ведомством.
Четвертое. Выстроена система взаимодействия с сельскими жителями, которые привлекаются к развитию села. Одними из первых в РФ в области возродили институт сельских старост. Региональный закон «О сельских старостах» вызвал живой интерес не только у регионов, но и у высшего руководства страны – президент Владимир Путин, поставив в пример наработки Ульяновской области, поддержал инициативу по принятию общероссийского закона о сельских старостах.
Институт сельских старост действительно позволяет решать конкретные задачи по развитию села, которые видят сами сельские жители. Для этого сельские старосты строят конструктивные отношения и с управленческими структурами местного уровня, и с бизнесом, и с региональной властью. За последние 12 месяцев между сельскими старостами, местными администрациями, Агентством по развитию сельских территорий и представителями бизнеса заключено уже 103 четырехсторонних соглашения о взаимодействии и поддержке.
Пятое. Развивается система базовых школ на селе. За счет концентрации материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов постепенно повышается качество образовательного процесса. Сейчас действует 65 таких базовых школ. Очевидно, что со временем населенные пункты, в которых они расположены, станут доминирующими центрами образования.
Шестое. Постепенно повышается уровень газификации сельских территорий. Есть и хорошие перспективные планы по строительству газопроводных сетей на селе. Мероприятия согласованы как с газотранспортными компаниями, так и с населением и органично встроены в единую стратегию комплексного развития сельских территорий.
Старые проблемы
При этом губернатор признал, что «несмотря на положительные перемены, происходящие в последние годы, несмотря на наши общие усилия, ситуация в социально-экономической сфере села остается очень сложной. Проблемы сельских территорий хорошо известны и неоднократно озвучивались на самом разном уровне».
Это уровень общей безработицы и уровень бедности на селе, которые остаются почти вдвое выше, чем в городе. Это традиционно более низкие, чем в городах, зарплаты. Это продолжающая оставаться моноотраслевой экономика. (Причем даже традиционное фермерство и аграрное производство далеко не везде развиваются успешно.) Это растущая амортизация сельского жилищного фонда – доля жилья, оборудованного всеми видами коммунальных удобств, в три раза меньше, чем в городе. Это слабо используемый рекреационный потенциал территорий. Это не решенные до конца вопросы транспортной доступности сельских населенных пунктов.
Все это, по меткому выражению главы региона, «выталкивает население из села».
За последние пять лет численность сельского населения в области сократилась на 28,5 тысячи человек; за 10 лет – на 44 тысячи. А с 1990 года уменьшилась почти на 75 тысяч человек (примерно на 23%).
В буквальном смысле пустыми сейчас стоят 68 ульяновских сел, деревень и поселков (десять лет назад их было вдвое меньше – всего 29). Фактически на грани вымирания находятся 86 населенных пунктов – численность населения в них не превышает десяти человек (10 лет назад таких сел было 67). Тенденцию к сокращению сельского населения переломить пока не удалось.
Проблемой является и негативный стереотип сельского образа жизни, распространенный в обществе…
Для решения перечисленных проблем правительством региона в соответствии с общефедеральной Стратегией устойчивого развития сельских территорий разработана и утверждена региональная Стратегия комплексного развития сельских территорий до 2030 года, учитывающая все аспекты сельской жизни. Ею предусмотрен диверсифицированный подход к развитию сельских территорий.
В рамках этого стратегического документа, заявил Сергей Морозов, предстоит кардинально изменить нынешнее восприятие села и совместными усилиями создать устойчивую систему сельских поселений нового типа – населенных пунктов с развитой инфраструктурой, активно работающим производственным и социальным потенциалом.
В поддержку стратегии в целях законодательного регулирования вопросов, связанных с развитием сельских территорий, разработан региональный закон «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с устойчивым развитием сельских территорий Ульяновской области». Он уже одобрен правительством региона и послезавтра будет рассмотрен Законодательным собранием.
Задачи предстоящие
В рамках исполнения стратегии предстоит выполнить ряд достаточно сложных задач.
IMG_0469
Первое. Необходимо максимально улучшить финансово-экономическую систему поддержки села. И речь идет не только и не столько об увеличении этого финансирования, сколько о внедрении проектной практики. В целом новая система будет предусматривать субсидирование затрат при условии достижения высоких производственных показателей. Прежде всего это коснется сельскохозяйственного производства с возможным распространением на другие направления.
Второе. Есть смысл изменить общий порядок отраслевого развития села. Если до настоящего времени старались одновременно развивать все направления, распределяя финансирование на весь спектр отраслей, то сегодня стоит спроектировать поэтапное развитие. Такой подход (когда выбирается приоритетное направление и на протяжении ряда лет усиленно развивается) успешно реализован в Белгородской области. Губернатор предложил изучить этот опыт и, возможно, переориентировать политику отраслевого развития.
Третье. Благоустройство. Необходимо разработать стандарт, устанавливающий четкие требования к типовому облику современных сельских поселений нового типа. Сельские населенные пункты, их территории должны быть одновременно и функциональными, и внешне привлекательными. Уже подготовлен пакет документов для проведения областного конкурса «Самая красивая деревня».
Четвертое. Необходимо запустить информационный проект о жизни сельских территорий, в рамках которого еженедельно освещать положительный опыт работы успешных сел, деревень, передовых сельхозпроизводителей (особенно малых хозяйств, ЛПХ, фермеров). Это будет сделано в рамках программы популяризации сельского образа жизни.
Пятое. Эффективнее будет поддерживать не все села, а «перевезти» те из них, численность жителей в которых не превышает 50 человек (таких в области 219), ближе к лучшему уровню жизни. Глава региона отметил, что «такой вариант не лишен смысла и логики». Предложить людям более выгодные, более комфортные условия жизни. И по жилью, и по бытовому обустройству, и по социальной инфраструктуре. С переездом в соседние, более перспективные населенные пункты. Разумеется, в первую очередь будет учитываться желание самих сельчан. «Мы выступаем за сохранение всех сельских населенных пунктов нашего региона, – сказал Сергей Морозов, – и, если нас поддержат жители, будем их развивать. Понуждать кого-либо к переезду с привычных мест никто, конечно, не будет. В данном случае мы можем лишь стимулировать появление такого желания у сельского населения – путем предложения более выгодных условий проживания в сельских поселениях нового типа. Только хорошими условиями проживания мы сможем, с позволения сказать, «переманить» жителей из умирающих деревень в перспективные населенные пункты». Само собой, будет разработан и механизм поддержки граждан, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в перспективные сельские населенные пункты из малых, наиболее слабых сел и деревень.
Шестое. Поиск инвесторов, готовых вкладывать средства в долгосрочные проекты на селе. В проекты, которые будут закладывать основу развития того или иного населенного пункта. (Конечно, никто не собирается отказываться и от предлагаемых инвесторами краткосрочных и среднесрочных проектов.) Привлечение инвестиций – это наиболее правильный и эффективный путь развития, по которому должны идти не только областные структуры, но и каждое муниципальное образование вплоть до поселенческого уровня.
Кирилл Шевченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.