В ИД «Ульяновская правда» прошёл круглый стол, посвящённый текущему состоянию дорог, проблемам взаимодействия заказчиков и подрядчиков, а также безопасности на дорогах.
Участниками дискуссии стали:
• директор департамента автомобильных дорог Ульяновской области Сергей ХОЛТОБИН,
• аудитор счетной палаты региона Лариса ЛАХТИНА,
• председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Игорь БЫЧКОВ,
• инспектор по особым поручениям отделения дорожной инспекции управления ГИБДД УМВД по Ульяновской области Николай ПУЗОВ.
Сергей ХОЛТОБИН: Сегодня за каждым районом области в результате заключения контракта закреплены подрядчики — не государственные, а частные организации, почти все они образовались в результате распада «Ульяновскавтодора». Есть и бывшие самарские, которые зарегистрировались в нашем регионе и перенесли лучший свой опыт на местные дороги. Отрадно, что в этом году с подрядчиками был заключен пятилетний контракт. Благодаря этому они имеют возможность планировать свою работу на пять лет, вести кадровую политику и обновлять парк строительной техники. Также на частные средства заработало и семь асфальтобетонных заводов с компьютерным сопровождением, где исключено вмешательство человека в приготовление асфальтобетона. Большинство из них изготавливают все виды асфальтобетона с необходимыми современными добавками.
Говоря о подрядчиках, не могу не затронуть работу 44-го Федерального закона, который пришел на смену 94-му. Согласно ему, сейчас проводятся торги и заключаются контракты. Иногда в рамках этого закона, особенно в муниципальных образованиях, на региональный рынок пытаются войти другие маленькие организации. Порой они не имеют ничего: ни техники, ни кадров. Но с законом спорить не станешь, ведь его главный принцип — равнодоступность всех участников, любой может зайти и поучаствовать. И, выиграв торги, такие организации просто нанимают субподрядчиков, становясь посредниками. И о качестве речь уже не идет. Они вообще не заинтересованы что-либо строить и производить.

Чтобы исправить ситуацию, не-однократно от субъектов, в том числе и от Ульяновской области, поступали предложения внести ключевую строку в закон: в торгах должна участвовать только та организация, которая минимум 50% делает собственными силами, как в советское время был обязан строка в закон так и не попала.
Другая беда закона — затягивание сроков начала выполнения ремонтных работ. Также процесс затягивается и проверочными ко-миссиями, которые проверяют вы-ставленные на торгах сметы. Так, в этом году сроки отодвинулись на полтора-два месяца, в связи с чем ремонт дорог будет завершен лишь в сентябре, а не в начале ав¬густа, как планировалось.
Исключительно на ремонт дорог в 2015 году из дорожного фонда области выделено 1 млрд 600 млн рублей. На эти средства приведут в достойный вид 407 областных дорог. Это примерно 250 километров.
Сергей ХОЛТОБИН: Километраж дорог, на которых идет ремонт, надо увеличивать примерно в два раза. Пока мы не укладываемся в ремонтные сроки обновления дорожного полотна. Согласно нормам, каждая дорога должна быть отремонтирована снова через 5 -10 лет. Таким образом, каждый год мы должны ремонтировать 460 — 470 км. Отсюда вывод: в два раза надо увеличивать затраты на ремонт.

Игорь БЫЧКОВ: Убежден, что каждые 5-10 I лет дорожное покрытие должно обнов¬ляться. И такой ремонт должен выполняться не на 3% улиц Ульяновска, как в этом году, а на 20% всей уличной сети города, чтобы привести в норматив дороги и затем снизить затраты на выполнение аварийного карточного ремонта. Но такой ремонт, к сожалению, лишь временное устранение дорожных проблем. По-хорошему надо заниматься-капитальным ремонтом — заменой основания. Такого ремонта в Улья¬новске не проводили очень давно. Безусловно, на это требуются гораздо большие затраты, но они того стоят.
Николай ПУЗОВ: Несомненно, хорошие дороги гарантируют безопасность движения автотранспорта. И немаленькую сумму, гораздо большую, чем в прошлом году, почти 83 млн рублей, направили на безопасность дорог: это выполнение разметки, установка освещения на пешеходных переходах и дорожных знаков.
И это делается не случай¬но. Основным недостатком в транспортно-эксплуатационном состоянии дорог является отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки. Такой недостаток зафиксирован при оформлении 216 дорожно-транспортных происшествий, в которых 24 человека погибли и 276 человек получили ранение.
В то же время не могу не отметить, что при оценке места происшествия часто оказывается, что при дорожном строительстве не учитываются даже минимальные требования. Например, левоповоротные съезды и обгоны не имеют достаточного радиуса, и из-за высокой скорости водители просто вылетают с трассы. В то же время количество ДТП обратно пропорционально качеству дорожного покрытия. Чем лучше дорога, тем выше скорость автолюбителей. Поэтому на тех трассах, где был проведен ремонт, мы фиксируем аварии, произошедшие на скорости не в 90 км/час, а в 140 — 160 км/час.
Немаловажно не просто провести ремонт дорог, но еще и качествен¬но, и это контролируют в области несколько надзорных органов.
Лариса ЛАХТИНА: Счетная палата региона ведет контроль за эффективностью расходования бюджетных средств, выделенных на дорожные работы. Из года в год выявляются одни и те же нарушения. Часто нарушается Гражданский кодекс, когда на торги выставляется одно, а по факту делается другое. Тогда как в Гражданском кодексе сказано, что объемы, виды и цена, которые выставлены на торги, не должны меняться. Масса нарушений, когда оплачиваются невыполненные работы. Бывает, «проскакивает» двойная оплата мание стала уделять нарушениям строительных норм и правил, то есть где-то кромка дороги неправильно сделана, где-то завышен на несколько сантиметров карточный ремонт, где-то колодцы остались неподнятыми и многое другое. Особенно много таких нарушений было выявлено по городу Ульяновску в прошлом году. И это происходит, как сказала Лариса Юрьевна, не потому, что подрядчики этого не знают, а просто в некоторых сметах не заложен по вине заказчика, к примеру, подъем колодцев. И, конечно, этого подрядчик не будет делать. Или кромка выставлена не та, что есть на самом деле, а ближе к центру.

Надо готовить сани летом: например, дефектовки на следующий год составлять в августе-сентябре текущего года, пока дороги чистые, не в снегу, не в грязи. А то обычно это делают в январе-феврале, когда снег. Там кромку дороги даже не видно. В результате в дефектовке дорога шириной 6 метров, а на самом деле она семиметровая. Из-за сне¬га этого не увидели. И вы обратите внимание, когда готовят бюджет на следующий год. С марта этого года. Почему бы так же не сделать с дорожным фондом. К примеру, в сентябре, когда чистые дороги, закончен ремонт текущего года, начать планирование выбора улиц, которые подлежали бы ремонту в следующем году. Мне кажется, так было бы правильней.
Сергей ХОЛТОБИН: Я бы хотел обратиться к ульяновским водителям с призывом: не сорить на дорогах и вдоль дорог. Дорожные обочины превращаются в мусорные свалки. Напомню, что на рас¬чистку дорог от мусора уходят опять же деньги налогоплательщиков, хотя эти средства могли бы тратиться на асфальтирование какой-либо дороги.
Круглый стол провела Ирина АНТОНОВА