ОАО «Ульяновскэнерго» известило о том, что с 1 июля расторгло договор с ОАО «ГУК Ленинского района» и переводит все обслуживаемые компанией дома на «прямое абонирование». Тем самым энергомонополист пытается обложить дополнительной данью в виде часто необоснованных счетов за ОДН жильцов еще 540 многоквартирных домов. Единственной властной структурой, которая пытается защитить интересы потребителей, остается Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области.

ГУК Ленинского района до 1 июля оставалась последней крупной управляющей компанией Ульяновска, начислявшей платежи за электроэнергию в полном соответствии с действующим законодательством, то есть по утвержденным министерством экономического развития Ульяновской области нормативам. Однако на днях жильцы домов увидели у дверей своих подъездов извещения, в которых региональное министерство экономики и планирования сообщает «о предстоящем переходе потребителей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику».

О том, чем это грозит жильцам домов, «СК» писал уже не раз.

Объяснению не поддается

Энергомонополист, ссылаясь на «прямое абонирование», выставляет людям счета за электроэнергию на ОДН, порой многократно превышающие объемы индивидуального потребления – это может быть и 200, и 300, и 700 рублей в месяц за несколько горящих в подъезде лампочек.

Счетам по ОДН порой действительно невозможно найти какое-то рациональное объяснение. Основная проблема – в порядке снятия и передачи показаний приборов учета. Данные с общедомового счетчика снимаются, как правило, 26 числа каждого месяца. Одновременно должны передаваться показатели и квартирных приборов учета, но кто-то делает это 25-го, кто-то – 29-го, другие не подают вовсе. В итоге возникает разница, которая распределяется среди всех жильцов. Нужно понимать, что ОДН это еще и банальное воровство.

Однако перекладывать чье-то воровство на добросовестных потребителей несправедливо и незаконно. Тем более что суды, как правило, не признают факта воровства со стороны жильцов квартир. С точки зрения законодательства – это миф.

Упорядочить процесс начислений платы по ОДН могло бы выставление счетов за общедомовые нужды месяцем позже расчетного периода, когда показания своих счетчиков подадут большинство жильцов дома и можно будет подвести баланс. Однако энергетики выступают против такого подхода, ссылаясь на возникновение кассовых разрывов. «Кассовые разрывы», возникающие в семейных бюджетах, монополистов не интересуют.

Насколько законны действия ОАО «Ульяновскэнерго»? Как разъясняют в Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, согласно Постановлению правительства РФ №354, начисление платы за коммунальные услуги на ОДН производится управляющими компаниями в соответствии с разницей показаний между общедомовым прибором учета и индивидуальными, но не выше нормативов, которые установлены с 1 февраля 2015 года региональным министерством экономики и планирования. Начисления могут быть выше, но лишь в случае, если соответствующее решение принято на общем собрании собственников.

Чтобы обойти это ограничение, «Ульяновскэнерго» расторгает с управляющими компаниями договоры на оказание коммунальных услуг, переводя жильцов дома на «прямое абонирование», то есть прямые взаимоотношения с собой. Законодательство это допускает, но лишь при условии, если такое решение принято на общем собрании собственников (еще «прямое абонирование» возможно при непосредственном управлении жилым домом, однако теперь такая форма применима только в домах, где меньше 16 квартир). На деле энергетики решают этот вопрос без участия жильцов, ставя их перед фактом.

Требуйте договор

Далее возникает еще один спорный вопрос. Вступая в прямые взаимоотношения с потребителями, поставщик должен заключить с каждым из них договор на оказание коммунальной услуги, где и прописать, в том числе, все спорные моменты, связанные с ОДН. Однако «Ульяновскэнерго» этого не делает, ссылаясь на некие «конклюдентные действия» (когда потребитель, единожды оплатив счет, тем самым соглашается с предложенными условиями). Более того, энергокомпания, судя по всему, не имеет такого договора в принципе. Как установило Ульяновское УФАС, ОАО «Ульяновскэнерго» «не разместило на своем официальном сайте формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц».

Свой отказ организация объяснила тем, что интерес к условиям типового договора проявляют только юридические лица и предприниматели, а требования федерального законодательства не предусматривают обязанность публиковать указанные договоры для физических лиц. Однако антимонопольная служба указала, что такой подход противоречит принципам равенства субъектов потребления электроэнергии и снижает прозрачность деятельности гарантирующего поставщика. Предписание УФАС об устранении нарушения энергетики обжаловали в арбитражном суде Ульяновской области, но тот поддержал позицию антимонопольщиков. В настоящее время рассматривается вопрос возбуждения в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

– В рамках конклюдентных отношений договор на оказание коммунальных услуг считается заключенным с момента начала оказания такой услуги. Однако каждый потребитель вправе потребовать от поставщика заключения письменного договора, и поставщик обязан его предоставить и подписать, – отметила начальник отдела товарных рынков Ульяновского УФАС Марина Степанова.

Жителям домов, переведенных на «прямое абонирование», имеет смысл заключить такой договор с ОАО «Ульяновскэнерго» именно в письменном виде. Для этого следует направить на имя генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» Максима Владимировича Гейко (адрес: 432028, г. Ульяновск, проспект 50-летия ВЛКСМ, 23а) письмо с просьбой прислать два экземпляра договора на оказание коммунальной услуги. После его получения потребитель может направить поставщику протокол разногласий, указав в нем те пункты договора, которые его не устраивают. В этом случае, согласно Гражданскому кодексу РФ, сторонам необходимо достигнуть соглашения по всем существенным условиям договора и придать ему соответствующую форму.

Дмитрий Минаев