Для того, чтобы привести в порядок замусоренный и разоренный городской парк советских времен, многого не нужно, считает педагог Виктор Егоров и его ученики.
Преподаватель Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Виктор Егоров руководит объединением «Артстудия» в Летней школе этого учебного заведения. Суворовцы у него занимаются творчеством: рисуют, мастерят, поют, совершают экскурсии по городу и на природе.
– В начале июля, – вспоминает педагог, – проводя экскурсию по городу, мы дошли до парка Дружбы народов. Детей удивило, что он так сильно запущен, что все заросло, разрушено. И мы решили взять шефство хотя бы над одним участком.
Выбор энтузиасты остановили на кусочке земли со стоящими там дубовыми скульптурами. От одних остались голо-вешки, другие были так подпалены огнем, что имени автора на них прочесть оказалось делом невозможным.
– Мы, – продолжает рассказ Виктор Егоров, – провели целое расследование, и узнали, что это подарок Литвы нашему городу. Нашли даже имена авторов. Это скульптор Л. Стрега и архитектор Ж. Мачионене. Познакомились с их творчеством в Интернете.
Перед тем как начинать что-то делать в парке, Егоров связался с администрацией Ленинского района и городским центром по благоустройству и озеленению, и там дали добро на проведение этих работ.
Суворовцы собрали на участке несколько мешков мусора с бутылками, пакетами и прочим, убрали заросли, заслонявшие скульптуры. Сами скульптуры очисти¬ли от загрязнении и мха, пропитали их «огнебиозащитой», установили жестяные накладки от дождя. Поставили новую табличку с указанием авторов, с обозначением, что это дар Литвы Ульяновску.
– Чтобы привести этот парк в порядок, многого и не нужно, – считает педагог. – Главное, чтобы появилось такое желание. Даже руками моих семиклассников-суворовцев мы благоустроили участок Литвы. Установили там и лавочку, устроив соревнование по забиванию гвоздей. Один из суворовцев забил, не погнув, целых четыре гвоздя в твердую древесину клена! Для семиклассника это – целая история, поступок. Дети высказали пожелание сделать в парке что-нибудь еще полезное. Будем над этим думать…
Подростки показали взрослым хороший пример неравнодушия к городской проблеме и старого, доброго, преданного забвению советского бескорыстного энтузиазма. Если мы хотим сделать Ульяновск чище и красивее, этот опыт нельзя оставлять без внимания и распространения.
И еще. В современных школах забыли про педагогику Макаренко, основанную на воспитании детей посредством труда. Сейчас, по странному во всех отношениях закону, привлекать школьников к трудовым делам можно только по их желанию и с разрешения родителей. Но если с детского возраста не начинать приобщать ребенка к труду, с большой долей вероятности он вырастет лодырем и белоручкой.
Ему будет все равно, что валяется мусор, он не остановит вандала, а может и сам им стать…
– Труд – огромнейший ресурс не только физического, но и морального воспитания детей, – убежден Егоров. – В подростках энергия просто кипит, и ее нужно направить в такое русло, чтобы это было и им интересно, и имело социальную значимость. В данном случае мы нашли свой путь, и суворовцы остались довольны результатом.
Ирина Морозова