27 июня Ульяновск отмечал День Молодёжи, на прошлой неделе – трёхлетие ТРК “Аквамолл”. Оценив масштабы проведения обоих праздников и количество пришедших на мероприятия ульяновцев, становится очевидно, что коммерческая потребительская “культура” пожирает традиционную, ту, которая призвана нас созидать.

Простые цифры и факты. Декларируется, что мероприятия последнего Дня молодёжи по всей области (подчеркнем) посетили почти 200 тысяч человек, было организовано около ста крупных площадок. Такие данные приводит пресс-служба областного правительства. В этом году из приглашённых звёзд ульяновцев развлекали ансамбль The Jones Family Singers из США, который выступал на главной площади города и собрал человек 100 от силы, DJ Aleks и группа «Инфинити». В противовес Дню молодёжи – общественно-значимому мероприятию – поставим недавнее празднование дня рождения ТРК “Аквамолл”. Только в одном торговом центре(!) собралось почти 80 тысяч ульяновцев, которых заманили скидками, специальными акциями и обещанием установить новый рекорд России – устроить массовое шествие киногероев.

На фоне этих цифр наглядно видно, как монетизируется “культура” и становится полноправной частью экономики. Люди должны приходить,  тратить деньги, потреблять и при этом чувствовать себя причастными к какому-то “большому празднику”.

“Если сравнивать день рождения Аквамолла и День молодёжи, то в первом мероприятии была мощная рекламная кампания. В случае с Днём молодёжи все было по старинке – «все равно все придут на салют» если вспомнят, конечно, что существует такой праздник. Давно уже пора закладывать в смету всех городских и областных мероприятий сумму на TV и Радио – рекламу, – комментирует организатор массовых праздников, бизнесмен Майис Дадашов. – Качество мероприятий оставляет желать лучшего. Непонятно, для кого на том же самом Дне молодёжи была организована утренняя программа. Ребята из коллектива «Созвездие» были вынуждены в перерывах между выступлениями участвовать в вело-конкурсе. Просто некому было кататься на велосипедах. Либо об этом никто не знал, либо просто День молодёжи по всем канонам необходимо делать вечером, наверное все-таки потому, что это День молодёжи, а не утренник в детском саду. А на сэкономленные деньги от утренней программы сделать рекламную кампанию вечерней. Нужно меньше распыляться. Приближающийся День города, который пройдет 13 сентября, заставляет задуматься. Будет ли знать город о программе мероприятий или городская культура выложит информацию на своем «малоизвестном» сайте и отчитается о кропотливо – проделанной работе по информационному освещению мероприятия”.

Противоположной точки зрения придерживается эксперт в области культуры Геннадий Журавлёв. По его словам, необходимо разделять понятия коммерческой и традиционной культуры. Той культуры, которая вовлекает в себя человека и той, которая призвана созидать: “Капитализм делает своё дело в России. Нельзя говорить о том, что на празднование Дня молодёжи не пришли люди. Постигать своё поколение не всегда весело, весело – подурачиться в шествии киногероев . В “Аквамолле” человека сделали частью праздника, а традиционная культура призывает к созидательности. Человек перестал стесняться того, что он есть на этой земле. Идут глубокие процессы. Впереди резкое сокращение государственной культуры. На западе из всей культуры только музеи, библиотеки и частично театры финансируются. К этому идёт и Россия. От культуры откололись танцы. Вдруг они стали коммерческими. Культура сбрасывает коммерческую часть. Бизнес утягивает людей”.

О том, что культура должна приносить деньги в Ульяновской области, говорится уже не первый год. В 2014 году даже было подписано постановление регионального правительства о создании кластера творческих индустрий. В конечном итоге структура должна увязать между собой организации и предпринимателей для усиления конкурентных преимуществ отдельных компаний и развития региональной экономики. Креативным и находчивым даже обещали оказать финансовую поддержку и наградить различными преференциями по аналогии с тем, как это делается для привлечения в область новых инвесторов. Одно становится ясно: вырастающее поколение будет с бОльшим аппетитом “поедать” точечные развлекаловки формата площадки торгового центра, чтобы и скидки, и конкурсы и  в купе творческие коллективы для помпезности. Ну а дальше соответствующий спрос родит соответствующее предложение.