Богатая фантазия и изобретательность отличают молодого талантливого театрального художника Дмитрия Бобровича.
В выставочном зале Историкомемориального центра-музея И.А. Гончарова открылась его персональная выставка под названием «Литературные герои глазами театрального художника». Эскизы и макеты декораций, куклы персонажей спектаклей погружают в мир сказок, произведений русской и зарубежной классики.
Сказка – ложь, да в ней намек…
Дмитрий Бобрович, член Союза художников России, главный художник Ульяновского театра кукол им. В.М. Леонтьевой в свои 35 лет представляет собой яркое художественное явление. В творчестве он многогранен: живописец, график, сценограф, кукольник, дизайнер интерьеров. И трудно сказать, в какой из сфер Дмитрий преуспел больше. В своих работах он любит придать сказочные черты обыденным предметам, его отличает склонность к гротеску.
Выставка в центре-музее И.А. Гончарова раскрывает Бобровича, прежде всего, как художника театрального. Его сценографическое творчество одинаково интересно и детям и взрослым. Сказочные существа, обаятельные, созданные с добрым юмором, увлекательные для малышей,
– заодно позабавят и взрослых, которым, например, в Волке из спектакля «Красная Шапочка» в Ульяновском театре кукол нетрудно разглядеть черты актера Армена Джигарханяна. На родителей даже в спектакле на той же сцене уже для совсем маленьких зрителей – «Как обрести друга» по пьесе Михаила Супонина «Бука» (режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Людмила Гаврилова)
– художественное оформление производит сильное впечатление. Дмитрий нашел здесь образное решение в стиле стимпанк – направления в искусстве, представляющего цивилизацию такой, какой бы она была, если бы развивалась на основе механики и технологии паровых машин. Кого угодно заворожат в постановке яркие краски и причудливые формы фантастических механизмов, пейзажей, костюмов персонажей.
Уверенно чувствует себя художник и в «серьезном» материале. На его счету спектакли по Мольеру, Пушкину, Распутину. В настоящее время вместе с режиссером, заслуженным артистом России Владимиром Бирюковым Дмитрий работает над созданием спектакля «Ночь перед Рождеством» по Гоголю.
В прошедшем сезоне успех молодому художнику принесла «Пиковая дама» по повести Пушкина. Этот спектакль, поставленный в областном театре кукол в тандеме с режиссером, народным артистом России Станиславом Железкиным, был признан «Самым ярким впечатлением» областного театрального фестиваля «Лицедей». Сценография получилась у Бобровича яркой, наполненной мистикой и загадочностью: со свисающей паутиной, с огромной пугающей идолообразной маской. Маски же, увенчанные роковыми «тройкой», «семеркой», «тузом», – и на лицах актеров, которые играют вживую с куклами на руках. Для Графини художник придумал что-то вроде пьедестала с крутой лестницей, с которого та, в исполнении народной артистки России Кларины Шадько, с высокомерием и усмешкой взирает на кипящие внизу людские страсти…
Все началось с «14 писем к Богу»
– Мне сложно делать выставки, -признается Дмитрий, – потому что нередко ставлю в других театрах, и у меня часто не остается ни кукол, ни эскизов. В результате в экспозицию в музее не вошли несколько моих последних работ.
Действительно, он уже давно перешагнул порог своего театра, в котором работает 14 лет после окончания художественного отделения Ульяновского училища культуры. На счету художника спектакли в театрах кукол Москвы, Чебоксар, Южно-Сахалинска, подмосковных Мытищ, Дагестана.
Самой большой своей удачей Дмитрий считает встречу с народным артистом России Станиславом Федоровичем Железкиным, известным режиссером, основателем театра кукол «Огниво» в Мытищах, лауреатом национальной премии «Золотая маска» и других театральных фестивалей.
– Наше знакомство произошло в Чебоксарах, где я два года работал приглашенным художником, – вспоминает Бобрович. -Меня позвали туда на постановку спектакля «14 писем к Богу» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта о неизлечимо больном мальчике Оскаре, который за 12 дней до смерти в воображении проживает целую жизнь благодаря письмам, которые пишет Богу, и уходит из жизни просветленным и помудревшим. Я сделал макет к этому спектаклю, рассказал режиссеру свое видение образов.
Ему понравилось. С этого все и началось…
Кстати, «14 писем к Богу», но уже в исполнении Южно-Сахалинского театра кукол, которые также поставили Железкин и Бобрович, недавно показали на открытии Международного театрального фестиваля в Санкт-Петербурге «Кук-арт», что, конечно же,приятно и почетно.
Впрочем, это далеко не единственное признание таланта ульяновского художника за пределами нашего города. Свежая, опять же совместная с Железкиным работа Дмитрия – спектакль «Прощание с Матерой» по роману Валентина Распутина в Мытищинском театре кукол – в июне взяла Гран-при на Международном фестивале драматических театров «У Троицы» в Сергиевом Посаде.
Режиссер долго вынашивал спектакль о гибели сибирской деревни. Валентин Распутин знал об этом замысле и даже собирался приехать на премьеру, но не дожил.
– Мы решили, – делится художник, – что в оформлении будет использоваться старое, растрескавшееся дерево, покрытое мхом,обгорелое. Декорации – из настоящих бревен, рам, старых вещей которые Станислав Федорович привозил со своей дачи. По бокам деревянные колонны-идолы. Они по-настоящему горят в процессе спектакля, их разрубают. Используются зеркала, создающие эффект затопления. Персонажей, с которыми актеры играют вживую, я стал искать тоже в старом дереве, корягах, для чего ходил по заброшенным дачам. Дарью, главную героиню, сделал из еще крепкой древесины, разумеется, имитируя ее, иначе актерам было бы трудно держать куклу в руках. Ее сын, разрывающийся между городом и деревней, – из треснувшего ствола. А молодежь – с фрагментами металлических предметов, старых мясорубки, чайника, утюга и так далее.
– Со Станиславом Федоровичем легко и приятно работать, – продолжает Бобрович. – Он доверяет художнику. Бывает, что с тем или иным режиссером общий язык находится не сразу. Нередко режиссер настаивает исключительно на своей точке зрения. А Железкин, если мы нашли общую идею, дает право моей фантазии развернуться, выдумывать. И почти все, что я предлагаю, находит свое воплощение в спектаклях.
С этим режиссером Дмитрий поставил уже с десяток спектаклей. Сейчас вместе работают над пьесой с необычной трактовкой истории «Вторая смерть Жанны д’Арк» современного автора. Есть замысел поставить «Хануму» по пьесе А. Цагарели.
Сберечь в душе ребенка
Это очень важно для художника, особенно театрального. Не случайно в центре выставки Дмитрий поместил свой живописный триптих «Необыкновенные приключения Бульки». Булька
– милый плюшевый вислоухий щенок, игрушка, которая стала в семье Бобровичей талисманом, символом детства. От родителей она в свое время перешла к маленькому Диме и его брату. На картинах Булька встречает игрушечный паровоз, отважно спасает «Титаник» в тазике с водой, летит в очках пилота вместе с планером. Тут же, на выставке, он, немного потрепанный, собственной персоной, скромно примостился на стуле.
– Булька оказался здесь потому, что все мое творчество вышло из детства, – признается художник.
– Этот мир мне очень дорог.
Выставка «Литературные герои глазами театрального художника» открылась в рамках Года литературы в России. Не случайно гостей встречали артисты Ульяновского театра кукол Максим Бизяев, Ольга Леонтьева, Артем Трохинов, облаченные в эффектные костюмы героев спектакля «Пиковая дама».
Театральное действо разворачивалось и на большом жидкокристаллическом экране, где демонстрировались отрывки из спектаклей в оформлении Дмитрия Бобровича. В числе других можно было увидеть завораживающий сюжет – песочную анимацию к спектаклю «Нур-Эддин
– золотые руки» по повести дагестанского драматурга Ахмедхана Абу-Бакар в исполнении автора экспозиции.
Все это оказалось весьма кстати, потому что, как заметила заместитель директора Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова Ольга Бородина, приемы театрализации все чаще стали использоваться в музейных экспозициях, поскольку она придает им образность и объем,увлекает зрителей.
Тому, что выставка появилась в стенах этого музея, есть еще одно объяснение. Дмитрий Бо-брович давно сотрудничает с музейщиками. Он оформлял здесь несколько выставок.
Экспозиция «Литературные герои глазами театрального художника» будет работать до 31 августа. Спешите с ней познакомиться!
Ирина Морозова