Нескончаемые хлопоты вокруг часовых стрелок объясняются, вероятно, нервозностью современной российской жизни в целом и еще, возможно, сильно упавшим уровнем образования в нашей стране. Люди просто не в состоянии осознать ни понятие часового пояса, ни того, какое положение стрелок определяет, впереди ли наше время или отстает.

И все это неудивительно, ведь, по социологическим опросам, чуть ли не половина россиян считает сегодня, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Еще немного этого «образовательного» процесса, и придем к незыблемой уверенности, что наша планета держится на трех китах. Не обычных, конечно, а очень больших. Хотя с тем же временем все проще, чем кажется. Когда министр сельского хозяйства области Александр Чепухин инициировал свою акцию «Верните наше время!», предложив передвинуть часовые стрелки у нас сразу на два часа вперед, я в одном из номеров «СК» написал, что министру следовало бы лучше разбираться в астрономии, ведь сейчас у нас как раз и есть «наше» время.

После выхода номера той газеты меня охватило сомнение, а не ошибся ли я и не наговорил ли на уважаемого министра напраслину? Решил проверить все экспериментальным путем. Есть азбучная истина, что если в полдень солнце находится в самой верхней точке над горизонтом, значит, местность живет по астрономическому времени. В своем часовом поясе, иначе говоря. Этот тезис я и взялся проверить.

Около нашего дома вкопан столбик, оказавшийся весьма пригодным для эксперимента. Занявшись им, я, конечно, рисковал: если соседи видели из своих окон, как я кручусь вокруг этого столбика с прутиком, они могли подумать, что я «того». Они же не знали, что это не «того», а астрономический опыт, в котором прутик используется в качестве линейки. Столбик высотой около 90 сантиметров, ровный и стоит достаточно прямо. От него на асфальт падает четкая тень, которую я и стал измерять. При солнце в зените она, как вы понимаете, самая короткая. От 11.45 до 12.00 тень все еще сокращалась, а минимальной былагде-то в 12.05-12.10. В этот момент тень от 90-сантиметрового столбика равнялась 43 сантиметрам. С 12.10 она стала расти и достигла к 12.40 длины 45 сантиметров.

Это означает, что наш астрономический полдень выпадает на период времени между 12.05-12.10.

Словом, я не ошибся и напраслину на Александра Чепухина не наговорил: область действительно живет в своем часовом поясе. В нем же и Самара, время у которой, однако, отличается от астрономического на один час. Отказавшись прошлой осенью переходить на «зимнее» время, Самара восстановила у себя таким образом ленинский декретный час.

На один час впереди своего поясного времени живет и Москва. И это не у нас московское время, а у Москвы – наше, если говорить в строгом соответствии с астрономическими постулатами.

«Наше» время, на мой взгляд, не вполне удобно для населения, ритм жизни которого с домашинной эпохи изменился. И хотя переводом стрелок светлого времени ни прибавить, ни убавить нельзя, в чем совершенно права наша читательница Нина Васильева, чье письмо мы недавно опубликовали, люди все равно стрелки крутят. Когда Госдума постановила в очередной раз их перевести (на час назад), мы были против, поскольку понимали все неудобства, которые нам обещает «вечное зимнее» время. Это те самые ранние рассветы летом, ранние же сумерки и особенная тьма зимой.

Много об этом писали (читатели не дадут соврать), сам я буквально вопил, призывая ульяновские власти не трогать часовые стрелки, просто ничего не делать. Это же легко, и в других сферах наши власти предпочитают поступать именно так – ничего не делать, предпочитают переобождать, чем действовать. А тут перед Москвой что ли струхнули, и вот теперь они, оказывается, «склоняются» к тому, чтобы «летнее» время вернуть. И на сей раз мы призываем, прежде чем вновь хвататься за часовые стрелки, вспомнить, что вы уведете регион в чужой часовой пояс, в уральский. Тень от столбика самая короткая в полдень у нас сейчас, хоть Земля и покоится на трех больших китах. Как известно.

Артур Таниев