На первом после прошедшей IT-конференции ULCAMP аппаратном совещании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил о целом ряде мер поддержки IT-отрасли региона и даже припугнул увольнением своего заместителя Александра Смекалина. Поводом послужила волокита с созданием в области IT-кластера. Впрочем, сами «айтишники» никаких надежд на кластер не возлагают, а к инициативам губернатора относятся скептически. Да и IT-кластер, как выяснилось, создавать уже вовсе не планируется.

newworld

Впервые с инициативой создания в Ульяновской области IT-кластера выступили три года назад сравнительно небольшие, но успешные, региональные компании. «Айтишников» волновало то, что активность в отрасли носит бессистемный характер. Систематизировать активность, по замыслу инициаторов, и должен был кластер.

После года разговоров идея была поддержана. В апреле 2014 года координатором создания кластера был выбран Ульяновский политехнический университет (УлГТУ).

Начать работу решили с исследования состояния IT-отрасли в регионе, на основе которой Совет при существовавшем тогда министерстве информационных технологий предложил разработать стратегию развития отрасли. Стратегия, разработанная УлГТУ, появилась в августе прошлого года и вызвала достаточно широкое обсуждение среди инициаторов объединения.

Стратегия рассматривала три сценария развития отрасли.

Стратегия рассматривала три сценария развития отрасли. Согласно первому, упор должен был делаться на саморазвитие компаний. Именно такой сценарий выглядел приоритетным для компаний, которые инициировали создание IT-кластера, но разработчики стратегии посчитали, что для развития по такому сценарию в регионе недостаточно необходимых условий.

Второй сценарий предусматривал развитие вокруг крупной IT-компании, который в условиях политики импортозамещения «может быть представлен сценарием размещения на территории области новых производств радиоэлектронных промышленности, российских инжиниринговых центров, например, для авиационного кластера, центров создания национальных информационных систем». Основным риском развития по этому сценарию оказались опасения малого и среднего бизнеса, связанные с возможной потерей ключевого персонала.

Третий сценарий в стратегии назван «Бангалор» и подразумевает развитие отрасли в регионе на основе оффшорного программирования. Для реализации этого сценария необходим избыток подготовленных специалистов, готовых работать за небольшую плату.

Денег «айтишники» просили немного — около 300 миллионов сроком на пять лет.

Следующим этапом должно было стать финансирование мероприятий, которые предусматривались стратегией. Денег «айтишники» просили немного — около 300 миллионов сроком на пять лет. По словам советника губернатора по IT Дениса Ефремова, в ответ «айтишники» обещали увеличить налоговые поступления от отрасли к моменту завершения реализации стратегии в три раза, т. е. заплатить за 2017 год более 600 миллионов рублей.

В итоге была разработана региональная государственная программа поддержки отрасли, предусматривающая выделение 285 миллионов рублей в течение пяти лет. В конце прошлого года оказалось, что при оптимизации бюджетных расходов областного бюджета денег на программу не нашлось. Но, по-видимому, дело оказалось не только в деньгах.

Оказалось, что при оптимизации бюджетных расходов областного бюджета денег на программу не нашлось.

В сентябре прошлого года губернатор посетил очередной экономический форум, на котором обсуждалась модная кластерная политика. Губернатор начал перечислять все планируемые к созданию в области кластеры, но ему посоветовали не распыляться и выбрать несколько приоритетных. Глава региона назвал таковых три: авиационный, ядерно-инновационный и IT.

После этого «айтишная» риторика кардинально изменилась. «Перестали смотреть на кластер как на сборище стартапов. В Ульяновске разрабатывается программное обеспечение чуть ли не для всего морского флота, все ПО для самолетов. Наконец поняли, что ядро кластера другое. Малый и средние понимают, что они не центр вселенной» – говорит проректор УлГТУ Надежда Ярушкина.

Еще не созданный IT-кластер переименовали в кластер электроники и программного обеспечения.

Стратегия поменялась кардинально — еще не созданный IT-кластер переименовали в кластер электроники и программного обеспечения и, в соответствии с новым вектором федеральной и региональной политики, решено было сделать упор, по словам господина Ефремова, на «развитие вокруг крупных предприятий». Таковых нашлось четыре, причем все связанные с отраслью ВПК, – «Искра», «Марс», УКБП, УМЗ.

Была разработана и стратегия развития, уже новой отрасли. «Айтишникам её не показывали, но отправили на предприятия» – объясняет Денис Ефремов.

«Айтишники» второй волны сказали, что им не нужна микроэлектроника, и всё зависло в воздухе.

В декабре прошлого года прошло первое заседание по созданию очередного кластера, на котором представителей предприятий уведомили, что они ныне его участники, и предложили начать сотрудничество с местными IT-компаниями и, фактически, делиться полученным оборонным заказом.

По словам генерального директора группы компаний ITM Камиля Калимуллина, основные инициаторы создания IT-кластера, который им виделся совсем иначе, от идеи оказались не в восторге: «Айтишники» второй волны сказали, что им не нужна микроэлектроника, и всё зависло в воздухе. Тема-то нормальная, но цикл инвестиций настолько большой, что все другое. Необходим другой уровень компаний, инвестиций, управления».

До какой-либо деятельности дело если и дойдет, то нескоро.

В результате осторожное желание поучаствовать в новом кластере высказали лишь четыре ульяновские IT-компании – Креативная разработка, Симбирсксофт, Симтех и МСТ. Но, как отмечают в самих компаниях, до какой-либо деятельности дело если и дойдет, то нескоро.

Проблема тут не только в самих компаниях, которым (если все-таки дойдет до реализации) придется работать в незнакомых условиях осваивания бюджета, что вынуждает соблюдать множество неизвестных им нормативов и условностей, но и в предприятиях, которые в областном правительстве назвали «флагманами индустрии».

«У них у всех руководство в Москве, координации на местном уровне нет» – говорит господин Ефремов, поясняя, что все ульяновские компании, осваивающие оборонный заказ, участники федеральных концернов, причем разных.

Состыковать их было предложено на уровне совета главных конструкторов, который бы обеспечил взаимодействие с IT-шниками. И хотя разговоры о совете шли уже с начала года, до реализации дело так и не дошло. На аппаратном совещании губернатор отметил, что совет только «будет создан».

Одна из важнейших задач, которая ставилась инициаторами создания кластера — организация полноценных циклов обучения кадров для отрасли.

Но большинству IT-шников, которые рассчитывали на то, что IT-кластер улучшит экосистему в существующей отрасли, этот совет просто не нужен. В разработанной стратегии их задачам наиболее полно отвечал первый сценарий развития.

Если бы «все сидели тихо по своим норам и не связывались с властью», рисков для отрасли было бы меньше.

В соответствии с этим сценарием должна была решаться и одна из важнейших задач, которая ставилась инициаторами создания кластера — организация полноценных циклов обучения кадров для отрасли.

Несмотря на то, что государственную программу не профинансировали, в конце прошлого года представителям IT-отрасли на специальном совещании предложили выбрать приоритеты для реализации. В качестве таковых было выбрано обучение руководящего состава и проектных менеджеров компаний. Проект должен стартовать осенью.

«Айтишники разочаровались во всем, что делает власть».

Больше ничего не произошло, и «айтишники” разочаровались во всем, что делает власть» – отмечает Денис Ефремов.

Более того, некоторые компании уже пожалели, что вообще пытались связаться с властью. «В результате, в этом году пришли они [компания IBS, крупнейшая в России IT-консалтинговая фирма, ульяновское отделение с недавних пор возглавляет Денис Ефремов] и выметут все кадры, а потом сядут на бюджет» – отмечает HR-менеджер одной из IT-компаний, имеющий проектный офис в Ульяновске. По мнению нашей собеседницы, если бы «все сидели тихо по своим норам и не связывались с властью», рисков для отрасли было бы меньше.

Власть в свою очередь пытается показать, что о проблемах отрасли помнит не только в разрезе следования (после послания Президента Федеральному собранию) новой федеральной политике технологического прорыва за счет образования кластеров вокруг крупных предприятий, но и в разрезе тех проблем, которые «айтишники» ставили три года назад. Именно так можно интерпретировать озвученный губернатором на аппаратном совещании список мероприятий поддержки отрасли — в него попали даже те предложения, о которых сами представители отрасли вспоминают с трудом.

«Зачем нужны вообще посевные инвестиции, которые могут никогда не вернуться».

Еще на самом ULCAMP 2015 глава региона заявил о создании специального фонда культивации интернет-технологий на базе одного из двух существующих в регионе объединений «айтишников». По задумке, фонд должен заниматься посевными инвестициями, но к идее, высказанной в качестве предложения, присутствующие на улкемповском круглом столе «айтишники» отнеслись скептически. «Реально никто не понял — почему одно НКО, а не другое, зачем нужны вообще посевные инвестиции, которые могут никогда не вернуться» – отмечает директор одной из крупных IT-компаний Ульяновска. Тем не менее, идея получила продолжение — есть шансы, что после аппаратного совещания идея фонда попадет в какую-нибудь дорожную карту.

Не нашли полного понимания и творчески развитые идеи по организации IT-обучения: уроки успеха, которые должны давать IT-предприниматели, отдельные IT-классы и IT-школы и, тем более, идеи воспитания IT-кадетов и повышения квалификации учителей информатики в компаниях отрасли. «Ни «айтишники» этого не хотят, ни учителя» – отмечает Камиль Калимуллин и добавляет, что остальные идеи компании, «кому это нужно», уже давно воплощают и сами.

А вот идея сделать обязательным для поступления на ряд специальностей в вузах сдачу ЕГЭ по информатике большинство опрошенных «айтишников» считают правильной. «С ЕГЭ тема старая, ей уже 2 года, надо это делать, так как в этом году информатику по всей области сдавало всего 500 человек» – отмечает господин Калимуллин. Проблему наш собеседник видит в слабой подготовке самих учителей: «детям говорят — мы вас не научим, не портите нам статистику».

Еще одну идею — льготное жилье для IT-специалистов из других регионов, участники ULCAMP признали здравой, но практически нереализуемой, равно как и проведение зимного ULCAMP на том же месте, что и летний. Причина — отсутствие надежд на финансирование. «А так, давайте и зимой, на лыжах вместо парохода придем» – отмечали участники конференции.