Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества.

29 июня 2015 года был принят ФЗ №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Цель указанного нововведения – обеспечение более эффективного учета производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Закон касается всех оптовых компаний и розничных торговых точек, которые участвуют в обороте алкоголя. Однако действие закона не распространяется на следующих участников рынка:
– тех, кто реализует только пиво, пивные напитки, сидр и медовуху,
– на торговые точки, которые реализуют алкоголь в пунктах общественного питания,
– на торговые точки, которые реализуют алкоголь в поселениях с численностью населения менее трёх тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Однако большинство предпринимателей Ульяновской области не знают об этом законе, а если и знают, то за редким исключением не представляют механизм его работы.

Во-первых, закон предъявляет требования к программно-аппаратному обеспечению учета оборота алкоголя в оптовом и розничном звене. Требования эти связанны с Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), предназначенной для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ведение ЕГАИС относится к полномочному органу государственной власти РФ – Росалкогольрегулированию. Невыполнение этих требований оптовыми и розничными компаниями, которые реализуют алкоголь, будет приравниваться к незаконному обороту алкогольной продукции.

Часть этого программного обеспечения ЕГАИС должно быть установлено в оптовых и розничных компаниях, реализующих алкоголь во всех торговых точках. Наличие соответствующего программного обеспечения и оборудования будет являться обязательным условием лицензирования розничной торговой точки, реализующей алкоголь. Это обязательное условие повлечет за собой серьезные денежные затраты предпринимателей Ульяновской области в размере от 80 тысяч рублей разово и от 20 тысяч рублей ежегодно на каждую торговую точку.

Во-вторых, по мнению экспертов, работа продавцов алкоголя на кассах в магазинах существенно изменится. А это значит, что персонал придётся обучать или искать более квалифицированных людей, что так же неизбежно повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку.

Нововведение коснуться и покупателей, так как теперь в магазинах придется учитывать каждую проданную бутылку в ЕГАИС, а это значит, что у кассы придется стоять намного дольше. Кроме того, нег гарантии, что ЕГАИС «разрешит» продать выбранную покупателем бутылку.

Всех этих проблем можно избежать или значительно смягчить, если органам власти Ульяновской области поискать оптимальное решение и подготовить предпринимателей к вводу в действие вышеназванного закона, который вступает в силу 1 июля 2016 года. Времени вроде бы много, но работы по поиску решений и подготовке еще больше, поэтому откладывать проблему с вводом ЕГАИС в рознице соответствующим органам власти нашей области не стоит.