Правда, красавец? Это даже в Ле Бурже признали, когда назвали Ту-154 на авиасалоне в 1969 году самым красивым реактивным пассажирским авиалайнером. Он не только красавец он – один из самых надёжных в мире самолётов.
Как рассчитывается надёжность в гражданской авиации? Чуть цинизма и прагматики – и вот простая формула: поделить количество перевезённых пассажиров на количество трупов в результате авиакатастроф. Для Ту-154 это соотношение примерно таково: более полутора миллиардов (!) к 3170. Для сравнения: у Боинга-747 на такое же количество перевезённых пассажиров приходится около 20 тысяч трупов.
Все наши самолёты, разработанные в советскую эпоху, имеют большой запас прочности и надёжности. Это и более толстый алюминиевый лист, и пять (а не три) ряда заклёпок в местах стыковки, это и многократное дублирование системы управления самолётом. Катастрофы были, конечно. Но всё-таки в подавляющем большинстве случаев виноват был человек, а не машина: за ней надо хорошо ухаживать, ею надо грамотно управлять, сама-то она сделана на совесть.
Эта история произошла 7 сентября 2010 года, когда борт RA-85684 выполнял свой обычный рейс Удачный – Домодедово. 72 пассажира на борту, 9 членов экипажа, высота 10600 метров, три с половиной часа после взлёта – и тут умирает всё электропитание. Почти всё – остаётся только радиосвязь. Умерли приборы навигации, умерли системы электроприводов управления, умерли топливные насосы, которые перекачивают топливо из баков в крыле в расходный бак, который в фюзеляже. В расходном баке топлива 3300 кг – на 30 минут полёта. То есть дотянуть до ближайшего города с аэропортом и нормальной взлётно-посадочной полосой не судьба – и это не считая того, что даже имея топливо в запасе, без навигации это сделать, мягко говоря, крайне сложно.
Что делать? Искать внизу хоть что-то, куда самолёт может сесть. Шансы? Погода пасмурная, нижняя граница облаков на отметке 400 метров, внизу леса и болота. К тому же, рулить приходится с большим-большим усилием (всё-таки система продублирована так, чтобы ею можно было управлять и без электричества), а выпустить при посадке закрылки и предкрылки и вовсе не удастся. Что произошло бы, будь на месте Ту-154 тот же “Боинг” и откажи у него электрика? Да всё. Совсем всё. Верти джойстиком, крути – рули высоты и направления не откликнутся. Представляете, каково это – снижаться сквозь пелену облаков, без приборов, которые бы показывали не то что высоту – хотя бы градусы крена и тангажа? Просто со стаканом воды вместо авиагоризонта!
Снизились: где-то тут течёт река Ижма, вдруг удастся найти более-менее ровный участок и приводниться?. И обнаружили внизу посёлок. С взлётно-посадочной полосой. Когда-то в посёлке был аэропорт местных воздушных авиалиний, но в 2003 году его закрыли – кому летать, куда? – мол, пусть остаётся вертолётная площадка, этого достаточно. Сергей Сотников, которого оставили присматривать за ВПП, делал свою работу на совесть. Полоса есть полоса, даже если ею давно никто не пользуется. Мусору и кустарнику на ней не место. А вдруг? И это “вдруг” как раз в тот день, 7 сентября, в восьмом часу утра как раз и случилось.
Пилоты по радио связались с местной службой МЧС и предупредили, что заходят на вынужденную посадку. Пришлось сделать два ухода на второй круг: убедиться, что на полосу можно сесть, попытаться погасить скорость без закрылков и предкрылков. Сели с третьего захода. Да, посадочная скорость была не 270 км/ч, как положено, а 350-380. Да, длина полосы не положенные этому самолёту 2500 метров, а всего лишь 1325. Но борт сел. Он выкатился за торец полосы на 160 метров, немного поменял ландшафтный дизайн, проехавшись по кустам и деревьям, немного помял крылья, порвал покрышки и нахватал веток в даигатели – но он сел! И все – 72 пассажира и 9 членов экипажа – остались целы и невредимы. Людей спустили по аварийным трапам, разместили, накормили…
Самолёт хотели было списать: мол, даже если отремонтируем – как взлетать? Слава богу, прислушались к людям, влюблённым в небо и в авиацию. Крылья подрихтовали, колёса поменяли, двигатели тоже (на месте проще было поменять, чем ремонтировать), электрику реанимировали. За штурвал сел лётчик-испытатель Рубен Есаян, самолёт запустил двигатели – и взлетел с этой короткой полосы! Он сделал прощальный круг над посёлком и ушёл в сторону аэропорта Ухты, а оттуда – на родной авиазавод в Самаре, где его подлатали и вернули “Алросе”.
В феврале 2012 года Сергей Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Я не знаю, наградили ли лётчиков – во всяком случае, все пассажиры рейса ЯМ 516 писали и просили правительство об этом. Вот они, эти ребята:
Командир воздушного судна — Евгений Геннадиевич Новосёлов.
Второй пилот — Андрей Александрович Ламанов.
Штурман — Сергей Владимирович Талалаев.
Бортинженер — Рафик Ахметнурович Каримов.
И пятеро бортпроводников:
Николай Юрьевич Дмитриев.
Елена Фёдоровна Дмитриева.
Елена Владимировна Разумова.
Рифкат Гальмутдинович Низамов.
Василий Георгиевич Выродов.
Против ветра
Весь экипаж был награждён – пилоты получили звание “Герой России”, а остальные члены члены экипажа были награждены Орденами Мужества.
Болтуну
По состоянию на апрель 2013 года в общей сложности 51 самолёт Boeing 747 был потерян в результате катастроф и серьёзных аварий[13]. Boeing 747 пытались угнать 31 раз, при этом 25 человек погибло.[14] Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека.Материал из Википедии
гость
а не подскажете, кто из героического экипажа своими действиями загнал исправную машину в такое состояние?боинги и эрбасы в подобных ситуациях не теряют свои системы управления, их делают далеко не дураки.
гость
еще был в этой истории мужик кому все должны сказать спасибо-человек который содержал эту площадку в нормальном состоянии.
Умный
Пёрнул и Легче стало?
Васо Колбасо
У вас ошибочка в тексте. Восклицательный знак пишется вот так: “!”, а не вот так: “?”.
Умный
От передежа,возможно поможет средство от поноса. Примите лаперамид! не неврничайие! И Травки попейте!:)
5 рядов клепок
ещё кило синей изоленты и 5 кило проволоки
и мы такие лятам! жжжжжжж! ууууууууу!
а пред ударом кричим в интерком: “не убивайте, дяденьки!”
Умный
ЗАКУСЫВАТЬ НАДО!
5 рядов клепок
и такое бывало. навирху гаи то нет. а медкомиссию можно наипать
Умный
Сочувствую вам искренне! И вообще,я не понимаю,почему пациентов пб.им.Карамзина,распускают каждый год на летние каникулы?
5 рядов клепок
а чо? не хотите уходить? кормят то хорошо? может и мне к вам?
Васо Колбасо
>Что произошло бы, будь на месте Ту-154 тот же «Боинг» и откажи у него электрика? Да всё. Совсем всё.
Хотя бы википедию полистали для начала. В история авиации есть множество случаев, чтобы не болтать “Да всё. Совсем всё.”
Бонд
Автор статьи далёкий от авиации человек, причем не постарался заглянуть в статистику по Боингам, в их устройство, джойстик это удел Аирбаса, а не 747 Боинга. Кстати Ту154 не может планировать, а сваливается в плоский штопор, в отличии от других ТУшек и ИЛов, ЯКов, но как говорится в умелых руках и … балалайка, поэтому молодцы пилоты, что посадили его без жертв, удача, чудо, мастерство, как угодно можно сейчас называть, факт есть факт.
Кстати про пилотов, тут что наши лучше всех, потому что наши, тоже глупость. Пилоты уважают друг друга и нет таких споров. Ребята из люфтганзы или пасификэйрлайн тоже не пальцем деланые. И на Гудзон сажали, и без приборов и двигателей сажали в поле, героев везде хватает.
Писать такие статьи надо, чтобы знать героев и помнить, что есть профессионалы, но обсирание америки поднадоело, где то это уже слышали, как Запад загнивает…
гость
как самолет имеющий качество около 15 не может планировать?почему именно в плоский штопор?в плоский можно сорвать почти любой самолет.
Бонд
Юным авиалюбителям, почитайте что такое плоский штопор, этот самолет единственный в советском авиапроме, который если попал в плоский штопор, то из за расположения двигателей, больше не выйдет из него, только при ударе о землю… как под Донецком, когда 170 пассажиров погибло.Короче учите матчасть.
Hermes
Привет. Интересный факт. Если не сложно – ссылку на матчасть. Для начала попроще.
Умный
Сигаретка! тут речь о патриотизме и профессионализме наших пилотов,а не западных. Речь о том,что нашим пилотам пока ещё можно доверять! Это надо понимать. Смекаете о чём я?
гость
http://www.favt.ru/public/materials//6/7/0/5/e/6705e0d31fe0b5f98ae1e5c0482f3152.rtf почитай, как самолет оказался обесточен.
5 рядов клепок
яж и говорю всё на проволочках и изоленте
“а лесорубы – народ привычный”(с)
мы им люминия потолще, клёпок побольше, авось неразгебут!
и бухают, собаки. два раза в жизни видел пузырьизгорла наспор. один случай – авиационный
Бонд
Умный, но не внимательный, статья написано криво, как поросячий хвост. Нашим летчикам можно доверять было, новое поколение подросло, самолёты бьёт на раз. А советская школа была одна из лучших, тут не спорю, но это была СОВЕТСКАЯ!!!
Юлия
А мне понравилось,хорошая статья. Главное – люди.
5 рядов клепок
люди – это главное. главное чтобы трезвые были, люди.
Умный
Я рад,что вы осознали и принияли на свой счёт,мой призыв о том,что треба закусывать!;)
Аноним
я давно осознал паэтому бухаю в поезде
а в русский самолет ниногой. и вам не советую