В Государственном архиве Ульяновской области мне как-то попалось на глаза любопытное дело аж 1798 – 1799 годов под названием «Примечания об обывателях Ставропольского уезда сёл Красного Яра, Камбелы и Городищ, судимых за ослушание против указов Симбирского губернского правления». Если название первого поселения знакомо современному читателю, то второе и третье – это Кайбелы и Крестово-Городище.
Кратко расскажу об этом весьма неординарном деле. 8 апреля 1798 года озеро в Красноярской волости безраздельно отвели Симбирскому Покровскому монастырю, с запретом ловли рыбы для всех остальных. Об этом нужно было оповестить местных крестьян посредством поверенных, закрепив данный факт подписями первых. 7 января 1799 года Земский суд донёс Казённой палате о выполнении задачи. Но это не остановило крестьян из сёл Красный Яр, Кайбелы и Городище, и они продолжали ловить рыбу в озере, нанеся при этом урон монастырю в 500 (по его оценке) или 450 (по оценке суда) рублей. В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что виновные крестьяне отказались признавать урон и давать подписи. На место событий прибыл губернский стряпчий, который собрал всех подозреваемых, истолковывая и внушая им законы. Но и после такой разъяснительной работы подписываться они отказались. Этому содействовали крестьянин Василий Фёдоров, обыватель Алексей Семёнов и староста Тимофей Петров. В итоге всех участвующих в деле (58 человек) отправили в Ставропольский уездный суд.
Крестьяне отказывались давать подписи не умышленно, а из-за незнания ситуации (в источнике – непросвещённости) и по своей неграмотности.
Там выяснилось, что крестьяне отказывались давать подписи не умышленно, а из-за незнания ситуации (в источнике – непросвещённости) и по своей неграмотности. Осознав свои ошибки, они исправились. Потом монастырь неожиданно заявил о новых убытках, оценив их в 550 рублей. Суд решил наказать виновных в непросвещении жителей селений поверенными – мол, всё произошло по их легкомыслию. Красноярские поверенные Евстигней Маркелов, Егор Алимпиев, Городищенские Козьма Крохалёв и Пётр Макаров были наказаны двадцатью плетьми. Крестьян же решили отпустить. Судьба нанесённого монастырю ущерба неясна. Вот такие нешуточные страсти разгорелись в Красноярской волости в конце XVIII века…
Христорождественский храм
После кропотливых поисков в архивах Самары и Ульяновска удалось найти на данный момент самый ранний документ по истории храма в Крестово-Городище – это ведомость о церкви 1848 года. В ней говорится о том, что вместо ветхой в 1846 году тщанием прихожан была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте. Она называлась Христорождественской по единственному престолу во имя Рождества Христова. Священно- и церковнослужители жили в собственных деревянных домах на обывательской земле, однако постоянного оклада не имели.
В храме хранились метрические книги (с 1780 года), исповедные росписи (с 1831 года), опись церковного имущества 1847 года и другие документы. Ближайшая Ильинская церковь находилась в 2 верстах (2,13 км) в селе Кайбелы.
На карте «Царство Казанское с окольными провинциями и частью реки Волги» в Российском атласе 1745 года село под названием «Городище» обозначено как поселение, имеющее церковь.
Должность священника с 1835 года исполнял Павел Серафимов (в ноябре 1834 – мае 1835 года служивший в Кайбелах). У него было немало поощрений и заслуг: в 1840 году получил архипастырское удовольствие за обучение поселенских детей, в этом же году обратил крестьянина Якова Фёдорова из раскола в православие, а также стал депутатом (видимо, Симбирской духовной консистории), с 1842 года определён законоучителем в местное удельное училище, в 1842 – 1843 годах превратил в православных ещё 6 старообрядцев, а в 1845 году награждён набедренником за успешное обучение закону Божьему крестьянских детей.
Диаконом являлся Иван Зефиров (после 1843 года), дьячком – Порфирий Болгарский (с 1829 года), пономарём – Алексей Павлов (с 1841 года). В отличие от священника, у них никаких наград и достижений не было.
На карте «Царство Казанское с окольными провинциями и частью реки Волги» в Российском атласе 1745 года село под названием «Городище» обозначено как поселение, имеющее церковь. Поэтому можно смело утверждать, что первый деревянный храм в Крестово-Городище действовал как минимум за 100 лет до возведения в 1846 году нового.
В церковной ведомости 1910 года отмечалось: деревянный храм 1846 года постройки крепок и покрыт железом, священник и псаломщик получают соответственно 300 и 100 рублей жалования в год, а также 400 рублей кружечных доходов и 15 рублей хлебного сбора (за 1910 год). По сравнению с 1848 годом благосостояние духовенства явно повысилось.
В церковной библиотеке к этому времени находилось 189 томов книг, предназначенных для чтения. Старостой при храме состоял крестьянин Илья Андреев Петрухин. Продолжала работать и земско-общественная школа – фактически преемник удельного училища, о котором говорилось в ведомости 1848 года.
Интересно, что в приход Христорождественской церкви всегда входило только одно село – само Крестово-Городище. Этот факт говорит об отсутствии в ближайших окрестностях малых населённых пунктов, в которых не было храмов.
Штатным священником с 1902 года был Александр Васильев Капонеров. С 1902 до 1905 года он являлся заведующим и законоучителем Крестово-Городищенской церковно-приходской школы, а также с 1902 года законоучителем земской школы (до этого с 1888 года преподавал в других сельских школах), в 1902 – 1903 годах – катехизатором в селе. Кроме того, в 1905 – 1909 годах А.В. Капонеров избирался уполномоченным на Епархиальный и Училищный съезды, а в 1905 – 1907 годах – на должность духовника 4 благочинного округа Ставропольского уезда. За успехи в духовной и просветительской деятельности священник много раз поощрялся: в 1888, 1892, 1904 и 1907 годах ему объявляли благодарность, в 1892 году наградили набедренником, в 1897 году – фиолетовой скуфьей, в 1906 году – фиолетовой камилавкой.
Псаломщиком с 1909 года являлся Александр Иванов Моисеев. Свою службу он начал в Смоленском храме Красного Яра, где работал с января 1908 по июнь 1909 года. Молодой псаломщик на тот момент поощрений не имел.
Интересно, что в приход Христорождественской церкви всегда входило только одно село – само Крестово-Городище. Этот факт говорит об отсутствии в ближайших окрестностях малых населённых пунктов, в которых не было храмов. И в самом деле, расположенные рядом Красный Яр, Кайбелы, Тургенево и другие являлись крупными сёлами со своими церквями.
Несмотря на активные поиски в архивах, сведений о советском периоде в истории храма обнаружено очень мало. Так, Ульяновским оперативным сектором ОГПУ 6 марта начато и 14 апреля 1931 года закончено дело № П-4345 «Об антисоветской агитации, проводимой церковниками с. Крестово Городище Чердаклинского р-на», а именно священником Стефаном Васильевичем Ревякиным и монахиней Екатериной (Исаковой Екатериной Павловной). Любопытно, что священник был женат на дочери известного нам священника Капонерова, с 1912 года проживал в селе и служил в храме вплоть до ареста. После освобождения в 1936 году он исполнял ту же должность, но в 1937 году его арестовали и расстреляли в Куйбышеве (Самаре). Видимо, С.В. Ревякин был последним священником Христорождественской церкви. Монахиня Екатерина родилась в Крестово-Городище, затем жила в Симбирском Спасском женском монастыре, после ликвидации которого приехала в родное село. Здесь она работала псаломщиком в храме, а в 1931 году осуждена на 5 лет концлагерей. Осуждённые были реабилитированы Ульяновской областной прокуратурой в 1989 году.
Варварское отношение к служителям церкви и культовым зданиям в 1930-е годы транслировалось и на другие памятникам культурного наследия.
Интересный факт: хорошо известный нам по дореволюционным и советским источникам священник Гавриил Семёнович Кархалёв, в 1892 – 1907 годах служивший в Белом Яре, Красном Яре и Сосновке, в 1908 – 1930 годах – в Архагельском и примерно в 1935 – 1937 годах – в Старой Майне (после 5 лет пребывания в лагерях), родился 17 марта 1871 года в крестьянской семье села Крестово-Городище. А в декабре 1937 года его расстреляли…
Варварское отношение к служителям церкви и культовым зданиям в 1930-е годы транслировалось и на другие памятникам культурного наследия. Так, в январе 1931 года пенсионер Т. из Крестово-Городища написал письмо в Ульяновский районный исполком, в котором требовал уничтожить памятник Н.М. Карамзину: «Во всех газетах пишется о недостатке у нас цветных металлов, из номера в номер население призывается к нахождению такого металла и сдаче его на нужды промышленности. Имею указать на крупный кусок такого металла в бросовом состоянии в Ульяновске. Эта статуя из меди в Карамзинском саду. Только в императорских мозгах Николая I могла родиться мысль о создании памятника греческой богине с маленьким бюстом историка под её ногами, статуя должна быть снята и употреблена на подшипники». Слава богу, власти в этом случае приняли всё же другое решение, и в середине 1930-х памятник взяли под государственную охрану.
К 1931 году относится и последнее упоминание в архивных источниках о старообрядцах. На съезде советов Чердаклинского района обсуждались проблемы коллективизации. Один из выступавших – товарищ Новиков – возложил вину за низкие темпы обобществления крестьянских хозяйств на сектантов: «Район стоит на последнем месте по коллективизации. Причины к этому те, что сельские советы ещё не взяли под свое руководство дело коллективизации. В Кр. Городищенском кусте развито сектантство, оно тащит крестьян от колхозов, а борьбы с этой поповщиной не ведётся. В Кр. Городищах была организована инициативная группа, на другой же вечер один из записавшихся в группу был подожжён». Думаю, что после подобных заявлений многие (если не все) активные старообрядцы подверглись репрессиям – во всяком случае, в более поздних документах о них больше ничего не говорилось.
Последние сведения о Христорождественской церкви относятся к первой половине 1950-х годов. 27 июля 1953 года на заседании Чердаклинского районного исполкома среди прочих обсуждался вопрос «О передаче церковных зданий, находящихся в зоне затопления, Культпросветотделу». В итоге было решено: «1. Передать деревянные церковные здания из сёл Кр. Городищи, Кайбелы Райкультпросветотделу на строительство клубного здания на новой площадке с. Кр. Городищи.
Весной 2014 года местные краеведы рассказывали мне, что клуб, построенный из разрушенных храмов сёл Крестово-Городища и Кайбел, находился рядом с памятником воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, но со временем пришел в негодность и был разрушен.
2. Обязать зав. Культпросветотделом тов. Завырылина немедленно приступить к составлению технической документации и строительству клуба».
27 июля 1954 года Чердаклинский райисполком решил передать Христорождественскую церковь колхозу «Память Ильича», а все стройматериалы, полученные при её разборке, использовать для возведения в новом Крестово-Городище библиотеки и детских яслей. Весной 2014 года местные краеведы рассказывали мне, что клуб, построенный из разрушенных храмов сёл Крестово-Городища и Кайбел, находился рядом с памятником воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, но со временем пришел в негодность и был разрушен.
Важным дополнением к письменным источникам служат устные свидетельства очевидцев событий тех лет. А.К. Мухортова вспоминала: «Церковь в селе была хорошая, каменная. Мы лазили на колокольню играть. Закрыли её до войны. Церковь стояла посередине села, в 1955 – 1956 годах её разобрали, наверное, этим занимались председатели колхоза и сельсовета, стройматериал вывозили на фундаменты новых домов. До затопления около храма был клуб…». Удалось выяснить, что из церковных материалов (причём из двух храмов – крестово-городищенского и кайбельского) в селе кроме клуба выстроили общежитие, столовую и два жилых дома для рабочих совхоза.
Внимательный читатель заметил, что между архивными источниками и рассказом А.К. Мухортовой есть серьёзное расхождение. По первым церковь была деревянной (по крайней мере, до 1910 года включительно), а по второму – каменной. На сохранившихся фотографиях Крестово-Городища до 1956 года изображения храма на близком расстоянии, увы, нет – поэтому помочь нам они не могут. На обеих фотографиях просматриваются лишь общие контуры здания, расположенного вдалеке, ближе к берегу Воложки, причём на одной оно вроде бы деревянное, а на другом – слишком светлое для старого дерева. Правда, качество фото далеко от идеального. И тут возможны два варианта: 1) каменную церковь возвели после 1910 года, и этот факт не отражён в дошедших до нас источниках (но в ведомости 1910 года говорится, что деревянное здание было крепким, нет ни намёка на необходимость его ремонта или даже слома, к тому же странно, почему такое незаурядное событие, как сооружение новой кирпичной церкви, не зафиксировано в архивных документах); 2) некоторые старожилы, включая и А.К. Мухортову, которой в 1954 году было 15 лет, запомнили храм как дивное творение старины, то есть идеализировали его, тем более что прошло много лет, и многое из памяти стёрлось; нельзя забывать и о каменном фундаменте деревянной церкви – воспоминание о нём могли перенести на всё строение. В одних документах 1952 – 1954 годов говорится о деревянных храмах в Крестово-Городище (использовалась как склад Росснабсбыта) и Кайбелах (а вот здесь точно была деревянная церковь), а в других – о каменном только в первом или наоборот, во втором селе. В общем, сведения противоречивы, и для решения проблемы нужны новые источники, которые могли бы поставить здесь точку.
Символично, что скромная новая церковь (без колокольни) названа в честь Рождества Христова – в память о старинном храме ныне затопленного Крестово-Городища.
В 1991 году, после 37 лет после уничтожения здания старинной церкви (примерно 1954 год), по инициативе Зои Ефимовны Султанаевой в селе была организована религиозная община, а в 1997 году верующие заняли под молитвенный дом пустующее здание бывшего КБО. Через 12 лет, в 2009 году сельчане с помощью благотворителей провели реконструкцию храма, в ходе которой расширили алтарь, увеличили само помещение, подняли свод, перекрыли крышу, провели газ и обшили фасад. Ещё позже, в 2011 – 2012 годах были установлены 1 главный и 4 малых купола. Символично, что скромная новая церковь (без колокольни) названа в честь Рождества Христова – в память о старинном храме ныне затопленного Крестово-Городища.
В ней сейчас бережно хранятся две старые иконы. Первая из них – икона Пантелеймона из Христорождественского храма, была передана современной церкви дочерью Константина Степановича Мухортова Галиной примерно 3 года назад. Константин Степанович наказывал передать лик в храм после его смерти. Икона Рождества Христова в числе некоторых других была спасена при разборе церкви старостой – Тимофеем Ивановичем Даниловым. Эти реликвии он принес домой, всячески прятал от обысков, а уже потом раздавал родственникам. Оставшиеся в храме святыни давили гусеничными тракторами. Увидев это, Тимофей Иванович заболел. Икона Рождества Христова оказалась у его соседа Николая Шабынина, дети которого и передали её в новую церковь (сведения предоставлены Т.А. Клементьевой).
Евгений Бурдин