Изучая рисунки драконов, которые найдены в захоронении вождя кочевников VII века в Шиловке, можно открыть для себя удивительную историю зарождения государственности тюркских народов Поволжья. Шиловские изображения фантастических хищников на поверку оказались древнейшим евразийским символом власти на нашей территории и должны занять своё достойное место в символике ульяновского региона. Драконы (реконструкция). Шиловка, конец VII – начало VIII века Задолго до засечной черты в Симбирском Поволжье проходила военная граница другого государства – Хазарского каганата, первого в истории Поволжья государственного образования. В конце VII – начале VIII веков его северную границу от карсунских лесов до Самарской Луки контролировала группировка кочевников, которую на раннем этапе её существования возглавлял вождь, похороненный в Шиловке, чьим символом была пара грызущихся драконов.
Согласно исследованиям археолога Алексея Комара, шиловскую группировку кочевников возглавлял высокопоставленный владыка, близкий по статусу с хазарским каганом и переброшенный со своим войском в Поволжье из степей Поднепровья. Часть археологов, в том числе и Комар, считают, что это произошло в начале VIII века, часть – относит событие ко второй половине VII столетия. В первом случае археологи говорят о шиловцах как о хазарах. Во втором – как о болгарах, которые подчинились Хазарскому каганату в 670-х годах и перешли к нему на службу. Наличие в могиле шиловского вождя монеты 629-632 гг. византийского императора Ираклия (610-641 гг.), а также подражания византийской монете (скорее всего, монете Константа II), делает более вероятным всё же второй, болгаро-хазарской, сценарий, подробно изложенный в первом материале о шиловских драконах. Местное подражание золотой византийской монете, вероятно, Константа II (641-668 гг.). Шиловка.
После публикации первого очерка о шиловском вожде, болгарские и российские коллеги, не всегда поддерживающие болгарскую версию, предложили взглянуть на символику драконов в более широком тюркском контексте. Однако, пробуя делать это, я ещё больше утвердился в наличии связи шиловского вождя с Великой Болгарией, на смену которой пришёл Хазарский каганат.
Во втором очерке, посвящённом рисункам из кургана безымянного вождя из Шиловки, мы рассмотрим их значение в общетюркском контексте. При западном происхождении шиловские кочевники, как бы противоречиво это ни звучало, были носителями культурных элементов востока: им была присуща тюркско-согдийская культура Средней Азии и обычай каменных курганов, пришедший из Хакассии. Шиловский вождь был представителем огромного тюркского мира на нашей земле.
Тюркские письмена и русский балван Как-то один из бывших студентов прислал мне фотографии рунических надписей на стеле, якобы найденной на татарском кладбище недалеко от Казани, попросил помочь определить, к какому веку относятся письмена. Я быстро обнаружил, что это тюркские руны и, помня о тюркской версии происхождения шиловского владыки, взялся с воодушевлением и дрожью в руках за их дешифровку. Современное подражание большой надписи на памятнике Кюль-Тегина. Татарстан. Не зная языка, я, тем не менее, легко прочитал несколько строчек и уже через пару часов наткнулся на первые знакомые мне слова – «каган» и «балбал», которые вместе означали, что стела эта, возможно, является изваянием какого-то тюркского кагана. Слово «балбал», собственно, и означает каменное изваяние, связанное с поминанием подвигов усопшего вождя. В русской истории это слово сохранилось в двух значениях: «баба» (знаменитые половецкие бабы) и «балван» (знамениты «Тмутаракнский балван»), которые оба обозначают языческие статуи.
Я был готов ликовать от такой находки, но вскоре обнаружил, что надпись на камне была неудачной копией надписи с поминального памятника Кюль-Тегина, правителя Второго Тюркского каганата начала VIII века. Памятник был установлен китайскими мастерами в 732 году на территории современной Монголии, а стихотворное произведение надписи на нём принадлежит Йоллыг-тегину, местному Бояну, чьё имя позже станет нарицательным для тюркских поэтов.
Ликование сменилось разочарованием. Естественно, что к истории Поволжья эта надпись не имеет никакого отношения, и, скорее всего, является результатом труда какого-то татарского пантюркиста начала XX века или шуткой современных фальсификаторов. Уж очень хочется местным любителям старины чувствовать себя причастными к древней тюркской цивилизации.
Внезапное и глубокое погружение в мир тюркской историографии VIII века привело меня к более ясному пониманию важности подлинной шиловской находки и её связи с институтами власти в тюркском каганате. Ведь надписи на поминальных стелах каганов VI-VIII веков являются прекрасным источником по истории тюркской государственности, в том числе и той, что утверждалась на рубеже VII-VIII веков в Симбирском Поволжье. Дракон против льва Атрибуты власти у древних тюрок были тесно связаны с тотемной символикой. Рода и племена имели своих животных-покровителей и соответствующие им изображения и символы в виде тамг. Самые известные тотемы тюркских каганов – волк и горный козёл. Китайские драконы стали частью тюркской символики уже в VI веке. В частности погребальные стелы каганов традиционно располагались на скульптуре черепахи, символизировавшей землю, а вертикальная стела в этой космогонической паре означала дракона, символизировавшего небо. Небо давало каганам власть и всевозможные блага. Поволжские кочевники, которых возглавлял шиловский вождь, также как и все тюрки, использовали тамги и придерживались тотемизма. На сосудах кочевников Поднепровья и Поволжья VII-VIII веков имеются символы собственности – тамги.
Если болгарский хан Кубрат использовал для демонстрации своей власти, как и его предшественники, образы львов, то в Поволжье шиловские кочевники ступили уже под символом дракона. Кстати, и в Поволжье в период до хазарского вторжения тотемом правящей верхушки был лев, заимствованный, вероятно, с Кавказа во время похода 620-х годов. Смена символов власти была связана со сменой эпох и претензией хазарских правителей на высший каганский титул.
Археологи давно заметили прямую аналогию изображений шиловских драконов на костяной обкладке седла с изображением драконов на золотой обкладке седла из Бугутского погребального памятника на территории Монголии. Этот поминальный памятник принадлежит четвёртому тюркскому кагану Таспару и создан в 582 году, то есть на век раньше шиловского кургана. Получается, что шиловский вождь был знаком с традициями Первого Тюркского каганата.
Вероятно, китайский дракон вместе с тюрками прошёл в VI веке через Среднюю Азию, где получил согдийский облик дракона «макара», и в VII веке оказался на Кавказе и в Поднепровье (в период, близкий к 630-м годам), а оттуда он уже пришёл в конце века в Поволжье.
Этот путь дракона косвенно подтверждается распространением тюркских рун.
На поминальной стеле Таспар-кагана надписи были сделаны не рунами, а с помощью письменности соседних народов. Официальным письменным языком в каганате тогда был согдийский язык Средней Азии. Руническая письменность стала применяться в погребальных памятниках только со второй половины VII века.
Отсутствие в шиловских и новинковских находках рунических надписей при наличии тамгообразных знаков и изображений драконов говорит о том, что тюркско-каганская традиция в Поволжье восходит ко времени до создания Второго Тюркского каганата, когда погребальные памятники уже стали снабжаться руническими эпитафиями. И связана эта поволжская традиция, скорее всего, с проникновением тюрок в Восточную Европу ещё во второй половине VI века.
Эмиссары тюркского кагана, действительно, достигли Причерноморья в районе Тамани уже в 560-х годах. В 568 году каган отправил своих послов через Северное Причерноморье к византийскому императору. Посольство возглавлял согдиец из Средней Азии. Он передал императору письменное послание кагана, которое, как полагают историки, было написано на родном для посла согдийском языке. Тюркские руны представителям кагана в Причерноморье ещё не использовались.
Отсутствие у шиловцев рун Второго каганта и похожих на них хазарских рун, известных позже, может говорить в пользу того, что в Шиловке мы имеем дело с болгарским вариантом тюркской культуры: ранние болгары Причерноморья и Поднепровья рун не использовали, но были знакомы с государственными традициями Первого каганата.
«Народ десяти стрел»
Тюркизация болгарской аристократической культуры, судя по всему, произошла после натиска тюрок на Причерноморье и Кавказ в 570-х годах. Болгары признали власть наместника тюркского кагана, который расположился в их землях где-то в Восточном Приазовье.
С этим событием можно связать возвышение среди болгарских племён оногуров, которые жили восточнее кутригуров и утигуров в Приазовье. Название этого народа имело очень важное значение для системы власти в тюркском мире.
Дело в том, что среди тюркских племён имелась очень чёткая иерархия. Восточное крыло тюрок (бузуки) всегда ставилось выше западного крыла (учуки). Бузуки делились на десять народов, один из которых, ашины, считался каганским. Но и учуки гордо называли себя народом десяти стрел (то есть десяти племён), что звучало на тюркском как «оногур». Среди учуков-оногур было также два крыла: восточное дулу и западное нушиби. Их правители также враждовали между собой из-за старшинства.
Интересно, что болгары не входили в формальную структуру тюркских племён, так как их предки отделились от тюрок ещё во II-IV веках, уйдя на запад вместе с гуннами. Историки предполагают, что предки авар и хазар, родственных болгарам, относились в тюркской иерархии к учукам, к самому западному их крылу, то есть занимали низшее положение в иерархии. В тюркской историографии среди подчинённых кагану народов и правителей упоминаются хазарский каган VI века Кадыр и авары. Тюркский каган в своём послании 568 года прямо объявляет авар своими рабами.
Болгары, скорее всего, находились на ещё более низкой ступени тюркской иерархии. Но вот приазовские оногуры, которые с IV века упоминаются севернее Кавказа как отдельный народ, славились своей монаршей династией. Своим именем и аристократией оногуры приравнивали себя, вероятно, по знатности к восточным тюркам. Они также имели обширные связи, получая мех откуда-то из лесной зоны (от славян или из Поволжья) и продавая шкурки в византийский колониях Крыма и Тамани. Оногуры, будучи кочевниками, знали города. Часть оногур в VI-VII веках была крещена.
Если историки правильно понимают второй корень «огур» в именах болгарских и родственных им племён, то система племён-стрел была известна и тюркоязычным народам Восточной Европы ещё в V-VI вв. Это значит, что оногуры вполне могли требовать власти над соседями.
Дальнейшая история весьма смутна: Первый каганат распался, а в Причерноморье возникла Великая Болгария. Но во главе болгар встала династия Дуло из племени оногуров. Оногуры стали называться болгарами и возвысились как восточное крыло над западным крылом кутригуров и других коренных болгар. Первые попытки объединения были ещё в 613-619 годах. Но, если верить русской летописи, то белые угры, то есть оногуры, появились в славянских землях при Ираклии во время Кавказской войны, то есть около 630-х годов, когда ханом стал Кубрат. И Кубрат, и его сыновья принадлежали к династии Дуло, название которой очень похоже на название племён дулу из западного крыла тюрок.
Такое двойное совпадение – оногуры и дулу – одни историки считают случайностью, другие – связью Великой Болгарии и Тюркского каганата, в котором также на втором этапе у власти находились правители с именем Дулу. В любом случае имена оногур и Дуло говорят о притязании правителей Великой Болгарии на высшую власть в большом тюркском мире. Даже века спустя у болгар существовало деление на десять племён, как и у тюрок, а на Северном Кавказе ещё в X веке упоминается народ тулос, что напоминает о династии (и племенах) Дуло.
Скорее всего, шиловский правитель, знакомый с традициями тюркских каганов VI века, также относился к знатному роду, и наличие в его погребении геральдических драконов говорит о серьёзных властных притязаниях, которые были не ниже притязаний хазарских каганов.
Сами хазары хоть и относили себя к седьмому из «десяти народов» и ставили выше болгар, но никогда в своих исторических произведениях не называли своих каганов потомками династий Первого каганата. Болгары же кичились ханами из династии Дуло, считая, что те правили в степях Восточной Европы на протяжении пяти столетий вплоть до падения Великой Болгарии.
Зарисованная поэзия войны
Исходя из тонкостей властных отношений в тюркском мире, следует интерпретировать и сами изображения на шиловских пластинах. Вероятно, их предназначение было сравнимо с надписями на поминальных памятниках других тюркских каганов (сами такие стелы ни у булгар, ни у хазар пока не известны). Рисунки на седле, как и надписи, рассказывали о подвигах усопшего, о побеждённых им врагах и о славных предках-каганах.
Так, изображение взятия каменной крепости рассказывает, вероятно, о Кавказской войне 620-х годов под руководством джебу-кагана или о какой-то другой победе из болгарской истории. Кладка стен, изображённых на рисунке, типична для болгарской и кавказской крепостной архитектуры. Среднеазиатские корни иконографии крепости следует отвернуть.
Если сравнить с письменной тюркской историографией начала VIII века, то у сюжета с крепостью найдутся аналогии. Например, в надписи Кюль-Тегина рассказы о битвах часто снабжены указанием, при каком городе усопший каган совершил свой очередной подвиг. Возможно, при озвучивании рисунков, сделанных на седле шиловского вождя, мы бы услышали об осаде войском правителя в союзе с джебу-каганом и византийским императором Ираклием стен Тбилиси. Интересно, что именно эту войну Ираклия и иранского шаха Хосрова помнит русская летопись. При Иване Грозном летописцы даже пытались приписать русским воинам участие в этих событиях. И именно его мы выберем для интерпретации шиловского рисунка.
Зайцы, покорно сидящие около драконов, символизируют покорение тюркских народов или каких-то ещё врагов. В надписи на памятнике Кюль-Тегина есть фраза, которая сравнима с изображением зайцев в Шиловке: «Так как небо дало [им] силу, войско моего отца-кагана было подобно волку, его враги были подобны овцам». В случае с шиловским правителем его небесные покровители драконы противопоставляются его покорённым врагам – зайцам. Как отмечалось в первом очерке, аналогичное сочетание дракона и зайцев имеется на находке из Болгарии. Видимо, это был популярный сюжет, повествующий о событиях болгарской истории VII века, в которой болгарские, славянские и аланские племена подчинились оногурам. В случае с шиловским правителем речь идёт о покорённых лично им болгарах, полянах и поволжских народов.
Убитая каганом на охоте лань также является одним из тюркских тотемов Монголии. Если бы наш каган принадлежал к роду с тотемом лани, то в его поминальной надписи было бы написано, что он не убивал лани. В данном случае каган в рисунках на своём седле хвалится удачной охотой на неё, что означает, вероятно, победу над конкретным тюркским народом с тотемом лани.
Уникальной является сцена борьбы за лань между каганом и медведем. Сцена единоборства человека с медведем относится к числу именно хазарских мотивов и встречается ещё на позднесасанидском ковше с Нижнего Дона (могильник раннехазарского периода – Подгорненский IV). На донском сосуде спешившийся воин одной левой рукой усмиряет вздыбленного медведя. Другой персонаж с этого сосуда, знатный воин с мечём, стреляет в гепарда.
Скорее всего, медведь обозначал какой-то народ или народы из лесной зоны, в которую в VII веке вторглись хазарские дружины. Это могли быть славяне (поляне, северяне, вятичи) или финно-угорские народы Поволжья, платившие дань хазарам. И у славян, и у поволжских народов медведь считался священным животным и был связан с божествами, в частности со славянским богом Волосом.
Именно функцию контроля за населением лесостепи и лесной зоны выполняла шиловская группировка в Поволжье и, до того, в Поднепровье. С полной уверенностью можно сказать, что сцена стычки с медведем рассказывает нам о подвигах шиловского правителя во время походов на славян Поднепровья и народы Поволжья.
В целом этот эпизод охоты на лань можно сравнить с эпизодом о конфликте за право охоты князя Олега Святославича в лесах племени древлян, описанным в русской летописи под 975 год. Право охоты означало власть над территорией племени и право собирать с него дань. Убитая лань как раз и символизирует добычу-дань с лесной территории, которая раньше была территорией народов медведя и лани. Медведи также изображены и на знаменитом хазарском ковше «с богатырями», происходящем из Сибири и попавшем туда по Волжскому пути через территорию шиловцев. На ковше изображён спешившийся лучник, присевший в позе, аналогичной позе лучника на шиловских пластинках. Он стреляет во льва.
Композиция спешившихся борцов на сибирском ковше также имеет прямую параллель на шиловской накладке в мотиве коней без всадников.
На шиловских пластинах спешившиеся войны (четыре богатыря) идут в атаку на какого-то монстра, а позади них с натянутым луком изображён наш каган. Изображение врага дружины шиловского вождя не сохранилось, но по оставшимся деталям можно предположить, что это был драконоподобный враг.
Сцены борьбы эпического героя Рустама с драконом имеются в росписях VII – первой половины VIII века из согдийского города Пенджикента, с которыми часто сравнивают рисунки из Шиловки. Борьба всадников и ящера известна также и в аварском искусстве VII века.
В шиловских рисунках всадники спешились. Это опять-таки особый хазарский мотив. Сама сцена спешившихся борцов на сибирском блюде трактуется как борьба за каганскую власть между молодым претендентом с косой и претендентом с распущенными волосами. Историки спорят о том, как хазарский каган получал власть: некоторые видят в изображённом поединке ритуал восхождения на трон нового кагана. Однако по всей совокупности болгарских, аварских, хазарских и русских изображений сцен единоборства VIII-X веков, можно утвердительно сказать лишь то, что эти сцены говорят о силовом и, в то же время, сакральном, легитимном захвате власти неким владыкой, претендующим на титул кагана.
Шиловское изображение считается уникальным среди хазарских ввиду того, что на нём изображена не сцена охоты или единоборства правителя, а батальная сцена – с монстром сражается дружина в полном военном облачении.
В случае с шиловским вождём можно предположить трактовку, аналогичную с трактовкой других изображений: погребённый правитель силой захватил власть, победив соперника. Сдвоенные драконы могут означать как единоборство в борьбе за каганскую власть, так и торжество нового правителя.
Рискну предположить, что четыре воина и каган вместе могут символизировать пять племён Великой Болгарии или пять сыновей Кубрата, один из которых, возможно, старший Батбаян, и есть погребённый в Шиловке вождь. Несохранившийся монстр, возможно, символизирует хазар, от которых болгарский правитель на первом этапе защищал землю Поднепровья. По версии византийских источников, сохранил за собой землю отца только Батбаян, в итоге подчинившись хазарам. Он долгое время платил им дань, собирая её, как мы знаем, со славян Поднепровья. В именнике болгарских ханов, возможно, сохранилось даже славянизированное имя хана – Безмер (а Батбаян означает «князь богатый»). Если это так, то причиной перехода Батбаяна на сторону хазар могли стать его разногласия с братом Аспарухом, так как правил Безмер в Болгарии после отца всего три года, а затем власть по какой-то причине перешла к младшему брату Аспаруху.
Перейдя на сторону хазар Батбаян сохранил своё положение, но уже внутри нового государства. Как мы знаем по летописной легенде, точно так же поступили и киевские воины, вручив свои мечи хазарам. Это один из ранних и типичных эпизодов складывания государственности в Восточной Европе.
Судя по рисункам на седле, шиловский вождь был очень амбициозным наследником оногуров, способный бросить вызов кагану, и очень правильно, что хазары отправили его на северную границу, подальше от центров власти, собирать дань с поволжских народов. Здесь он и нашёл своё последнее пристанище, погребённый под Шиловкой. Его наследники сохраняли мощный военный потенциал вплоть до 737 года. Оногуры в Хазарском каганате упоминаются в источниках в последний раз в середине VIII века, что в целом соответствует времени прекращения существования шиловской группировки.
Если бы я знал язык, на котором говорили древние поволжские кочевники, я попытался бы озвучить все нарисованные на окладке седла из Шиловки сцены в поэтической форме, как это делали придворные поэты тюркских каганов. Самый известный тюркский поэт Йоллыг-тегин жил как раз в эпоху расцвета шиловской группировки и, наверняка, в Поволжье у него были свои последователи, способные воспеть подвиги шиловского вождя.
И если в первом очерке я предположил, что слава о вожде-драконе дошла до нас в русских былинах и преданиях о Змее, угрожающем Киеву, то в следующем очерке я постараюсь показать, как наследники шиловского вождя, прославили имя дракона в Центральной Европе.
Сергей Прозоров Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
кому нужно старье
Шиловский мелзавод и “Мордовцемент” займут своё достойное место в символике ульяновского региона.
НЕ понятно
Судя по карте, это не совсем наша (Сенгилеевская) Шиловка. Вода была дальше на 700м, а тут десятмм километров.
Подскажите, где конкретно в современных границах было древнее селение (база Петровича, где коровники или вообще возле Шиловской шишки
Прозоров
Это наша Шиловка, 100%. Точное положение курганов не должно быть известно (слишком много грабителей), да и раскопанные курганы уже не существуют.
краевед
Вот вы предлагаете внести шиловских драконов в символику Ульяновской области. А сами находки то где? В Самаре. А где другие? В Казани. Любой разговор с археологами из этих регионов надо начинать словами- верните наше наследие! А у нас их на работу берут в нии истории и культуры Ульяновской области. Зачем? Новые уникальные находки тоже на вывоз в другие регионы? Депортации за счет бюджета области?
Прозоров
Я бы предложил выставку из Самары привести к нам для начала. И потом, самарцы каждый год копают новиноковские курганы, а мы нет. Откуда ж находки?
краевед
Находки Матвеевой, Казакова. Сейчас сотрудников нии.
Антон
бред сивого мерина