31 июля вернисаж в Художественном музее стал подлинным вечером памяти художника, который при жизни был, по словам художницы Татьяны Горшуновой, «личностью номер один в Ульяновске». Анатолий Дягилев ушел из жизни в 2001 году, но живописец Борис Клевогин до сих пор считает работы старшего товарища примером для творчества.
В день открытия выставки о Дягилеве говорили много. Архитектор, художник, поэт и публицист Лев Нецветаев вспоминал о необыкновенной цельности Анатолия Ивановича, которая выделяла его везде, где бы он ни находился. Выпускник института живописи, скульптуры, архитектуры имени Репина, он был широко образованным и начитанным человеком. Например, хорошо знал историю России, которую изучил по книгам Василия Ключевского, постоянно читал серьезную художественную литературу.
– Но прежде всего он был живописцем, – считает Нецветаев. – Он, как никто, умел отрешиться и отдаться ремеслу всей душой. Поэтому цвета на его картинах звучат. Я поражался тому, как он писал пейзажи, как вспыхивали и переливались краски на его картинах – в этом он был волшебником.
Свои этюды, которые он привозил с академической дачи и которые вызывали у нас стоны и вопли восторга, он дарил без счета: «Нравится? Дарю!». А к картинам относился по-другому. Я слышал, что к каждой работе он приступал, надевая новую рубашку.
Все коллеги-художники повторяют, что Дягилев притягивал к себе как магнит – и не только товарищей по творческому цеху. Портрет академика Дмитрия Лихачева был написан им не случайно – их связывала многолетняя дружба. Но к Дягилеву ходили люди разных профессий и интересов, и в любой компании он был точно свой – будь это круг работяг или высокообразованных людей. Беседуя с Нецветаевым, Дягилев мог процитировать Булгакова, а с рыбаком – поговорить о наживке. К нему шли засоветом или просто поговорить, он принимал всех, но не каждому раскрывался: казалось, что он всех видит насквозь, и дружбу заводил избирательно. Может быть, постоянные «гости» мешали художнику и не давали ему работать, сетовала Горшунова.
– Анатолий Иванович был профессионалом высокого ранга, – выступил друг художника, органист Ульяновской филармонии Александр Титов. Меня всегда поражало, что человек совсем небольшого роста обладал авторитетом в любой компании и мог прямо высказать свое мнение любому: коллеге, митрополиту, советскому начальнику. В нем не было страха, и это выразилось в его творчестве.
Может быть, эта его прямота была причиной того, что Дягилев ушел из жизни без высоких званий и наград. По словам искусствоведа Галины Савиновой, «ему перекрывали кислород», но его работы всегда были явлением в живописи. Не случайно авторитет в мире изобразительного искусства, доктор искусствоведения Светлана Червоная из всех ульяновских художников отличала Дягилева как романтика современного искусства, художника советского Возрождения. А Дмитрий Лихачев, впервые увидевший работы Дягилева в Ульяновском художественном музее, сказал, что его кисть – это копье в руках Пересвета (былинного героя одноименной картины. – Ред.).
– Наш музей имеет практически все композиционно законченные картины Дягилева, – сказала Савинова. Это сокровище нашей коллекции.
В выставочном зале поместилось всего около 40 картин Дягилева: часть работ – огромные, монументальные, причем монументальностью и величием веет даже от картин небольшого размера. Таков стиль художника, который, считают современники, отличал уже первые его полотна. Многие из них написаны под влиянием музыки. По мнению Титова, под впечатлением от произведений Калинникова написаны пейзажи Дягилева.
Слушая предсмертную органную фантазию Моцарта, Анатолий Иванович создавал картину «Северная Голгофа». Он впитывал как губка сочинения Рахманинова, Гречанинова и других русских композиторов. С Клевогиным художник поделился радостью, когда он услышал «ту самую музыку» и, наконец, в полную силу пошла работа над тем самым «Пересветом» одним из главных полотен экспозиции. Конечно, в советское время он, как и все его коллеги, работал с «заказухой», но Клевогин подчеркивает, что во всех работах, включая портреты колхозников, рабочих, делегатов съездов компартии, присутствует высочайший профессионализм: – Анатолий Иванович никогда не опускался до уровня «два притопа, три прихлопа». Все сделано очень качественно, чувствуются дух времени и внутренняя работа художника.
На вернисаже присутствовали дочери художника – Елена и Марина Дягилевы. По словам Марины, для них отец ушел из жизни не 15 лет назад, а словно только что. Чувствуется, что для сестер их родители были самыми важными людьми в жизни, к памяти которых они относятся очень трепетно.
– Отец был художником не ульяновского масштаба, а художником России, мира, – поделилась Марина.
– Он пахал, и сам так говорил о своей работе. Он много пережил и постоянно рос, работая над собой, чтобы дотянуться до собственного таланта, выстрадать и написать вещи, на которые уходило по нескольку лет.
Анна Школьная