В минувшую субботу министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин принял участие в программе «Первые лица». В прямом телеэфире он рассказал журналисту ГТРК «Волга» Дмитрию Емельянову о ходе уборочной кампании, видах на урожай и состоянии аграрной отрасли региона в целом. Мы представляем вашему вниманию текстовую версию этого интервью.

– Александр Викторович, конечно, первый вопрос – уборочная кампания. Каковы текущие показатели?

– Во-первых, сегодня установилась благоприятная погода для уборочных работ. На сегодняшний день мы намолотили 300 тысяч тонн зерновых с площади 165 тысяч га. Это 30% от нашей посевной площади. Средняя урожайность по региону составляет 18 центнеров с гектара. Ульяновская область – не единственная в Поволжье попала в зону засухи. Для сравнения могу привести цифры. В Оренбургской области урожайность составляет 11 центнеров с гектара, в Саратовской – 14, в Самарской – 15. То есть мы в несколько выигрышной ситуации, но все же засуха тяжело скажется на финансовом положении наших сельхозтоваропроизводителей. Дело в том, что у нас есть зоны с высокой урожайностью – заволжская и центральная часть региона, а есть – с крайне низкой. Это юг региона. Здесь урожайность составляет 4-5 центнеров с гектара. По поручению губернатора мы уже подготовили документы и финансы, чтобы оказать животноводческим хозяйствам юга области помощь в закупке кормов. При том потенциале, который наблюдался весной, мы рассчитывали получить в той же южной зоне не менее 20-25 центнеров с гектара. Увы, засушливый июнь смешал наши планы. Более того, в июле прошли обильные дожди, из-за которых уже наблюдается прорастание озимой пшеницы в колосе.

– Каковы в целом виды на урожай? Пессимистичных прогнозов не строите?

– Нет, это не 2010 год, никакой катастрофы не случилось. В любом случае, порядка миллиона тонн мы соберем и обеспечим продовольственную безопасность региона. Первое зерно уже начало поступать в региональный фонд из хозяйств Цильнинского и Ульяновского районов.

– Для чего нужен региональный фонд зерна?

– Для того, чтобы иметь низкие цены на продукцию нашего основного производителя хлеба. Сегодня регион занимает 5-6 место в ПФО по цене на хлеб (считая от наименьшей) и наша задача – сохранить низкую цену, которая сложилась в последние годы.

– Уборочная кампания в достаточной мере обеспечена необходимыми ресурсами?

– К уборочной мы начали готовиться еще в мае. И дизельное топливо, и необходимые трудовые ресурсы в хозяйствах имеются. Вопросы вызывает только погода. Условия уборки тяжелые, поскольку после дождей наблюдается массовый рост сорняков. Уборка влажная, поэтому хозяйствам приходится дополнительно вкладываться в сушку убранного зерна.

– Многие хозяйства весной хорошо вложились в удобрения и технику. Не будет ли сезон для них убыточным?

– Главную роль будет играть цена на зерно. Пока она складывается на уровне 9,5 рубля за килограмм. Это меньше, чем мы ожидали. Если зерно будет стоить 10-11 рублей, то производители окупят свои затраты. С другой стороны, от высокой цены пострадает животноводство. Здесь важно выдержать разумный ценовой баланс.

– Какова структура посевных площадей в этом году? Технические культуры пока не вытесняют зерновые?

– Площадь, занятая зерновыми, у нас не меняется – 534 тысячи га. 13 тысяч га – сахарная свекла, порядка 200 тысяч га – подсолнечник. Кстати, прогнозы по урожайности и цене на подсолнечник пока благоприятные. Производителям уже предлагают контракты по закупке семечки по цене 20 рублей за килограмм. Те хозяйства, где подсолнечник занимает 20-30% площадей, за счет этого смогут поправить свое финансовое положение. Конечно, если не будет резкого падения цены во время уборки. Такое тоже бывает.

– Насколько я знаю, сахарным песком и растительным маслом региональные производители с избытком обеспечивают область?

– Да. В этом году маслозавод открылся в Новомалыклинском районе, завершается строительство современного завода в Димитровграде. Мощностей для переработки масличных культур у нас столько, что мы производим масла вдвое больше потребностей региона. То же самое наблюдается с молочной продукцией. Да, мы производим недостаточно сырья, но готового продукта мы производим вдвое больше, чем потребляем – в Ульяновской области расположено три крупных предприятия по переработке молока: «Алев», «Молвест», «Вита». Те молочные продукты, которые производятся у нас, можно встретить почти во всех магазинах соседних регионов.

– Гранты, которые получают фермеры, позволяют увеличивать поголовье скота в регионе?

– Конечно. С начала действия программы поддержки фермеров статистика по поголовью, производству мяса и молока в фермерских хозяйствах растет год от года. Я считаю, что грантовые деньги, за исключением двух-трех спорных случаев, попали в достойные руки.

– Овощеводы области уже начали убирать урожай? Каковы виды?

– Наши овощеводы шагнули далеко вперед. За последние годы построено много современных складов. Ведь недостаточно просто вырастить урожай – его надо убрать и сохранить. Появляются новые мощности, увеличиваются посевные площади. В этом году мы стали первым регионом, где благодаря новому урожаю цена на капусту упала – с 70 до 17 рублей за килограмм. Много вопросов было по моркови. Цены на нее в середине лета выросли во всей России, но в наших магазинах уже вторую неделю продается местная морковь с отпускной ценой 15 рублей. Я не говорю о таких продуктах, как столовая свекла и кабачки – их также привозят в магазины с местных полей.

– Каковы виды на урожай картофеля?

– Что касается поливных площадей, то здесь урожайность составит не менее 600 центнеров с гектара. С этой культурой нужно работать, вкладываться в хозяйства, в их модернизацию, поскольку тех площадей, которые сегодня имеются, явно недостаточно для обеспечения полного продовольственного баланса.

– Какие инвестиционные проекты в сельском хозяйстве сегодня являются приоритетными для областного правительства?

– Я бы не стал выделять кого-то особо. Для нас приоритетны все проекты, связанные с сельским хозяйством. К примеру, сегодня я встречался с руководителями Репьевского крупозавода (Новоспасский район), которые фактически подняли предприятие из руин. Это небольшой проект, но мы его поддерживаем, стыкуем с сетями, помогаем попасть на полки. Есть и более крупные проекты. Например, «Росбекон» в Тереньгульском районе, где раньше и животноводства-то не было, а теперь работает крупнейший свинокомплекс. В Кузоватовском районе планируется строительство птицефабрики. Мы нашли инвестора, который в 2016 году начнет эксплуатацию недостроенной птицефабрики в Карсунском районе. Ну и наше проблемное поле – птицефабрики группы компаний «МАЛО», одна из которых – «Симбирск Бройлер» – в прошлом декабре прекратила работу. Как уже сообщалось, мы нашли нового инвестора. Проведена большая работа по передаче ему имущества и документации. В ближайшее время состоится процедура переуступки долга. Банк уже согласовал новому инвестору 7-миллиардный кредит, который он вложит в модернизацию птицефабрик. Для нас это важнейшая задача, ведь от ее решения зависит наличие рабочих мест, налогов, производство мяса птицы.

– Бизнес, который приходит в сельскую местность, помогает развивать социальную инфраструктуру?

– У нас заключены четырехсторонние соглашения между облправительством, сельскими старостами, местными властями и базовыми хозяйствами сел. Здесь есть немало позитивных примеров. В Ермоловке Вешкаймского района силами СПК им. Калинина построено четыре двухквартирных жилых дома площадью по 140 кв. метров. Хозяйства заинтересованы в благоустройстве и развитии сельской инфраструктуры, поскольку понимают, что кадры на селе необходимо удерживать. С нынешнего года мы начинаем участвовать в программе «Сельские дороги», в следующем году приступим к модернизации сельских объектов культуры. В прошлом году в селах установлено порядка 50 детских площадок. Эта работа в рамках проекта «Народный парк» будет продолжена. В селах будут появляться не только детские и спортивные площадки, но и стадионы, хоккейные коробки.

– В завершение вновь вернемся к теме уборочной кампании. В прошлом году вы очень часто выезжали в поле и вручали грамоты лучшим механизаторам. Эта практика будет продолжена?

– Мы не прекращаем эту работу. Лучшие люди села должны быть на виду, и для этого мы стараемся делать все возможное, активно взаимодействуем со СМИ, чтобы они рассказывали о тружениках, которые добывают нелегкий хлеб. Я не помню года, когда хлеб был легким. Наша продовольственная безопасность зависит от тех людей, которые сидят в тракторах и комбайнах. Техника совершенствуется, усложняется, требует особых навыков, поэтому механизаторы – наши самые ценные кадры.

– В конце сезона лучшего механизатора будет ждать приз?

– Да, мы не будем изменять традициям. Комбайнер, показавший наивысший намолот в сезоне, получит автомобиль «УАЗ».

– Спасибо, что уделили нам время в эту горячую для вас пору.

– До свидания!