Похоже, долгая история с установкой на историческом месте бюста Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911), снесенного в Симбирске во время беспорядков революционного 1917 года, близится к логическому завершению…

Свой среди своих
Этот выдающийся политический деятель Российской империи, много сделавший для подъема экономики страны, был не чужим для Симбирской губернии. Прадед Петра Аркадьевича Алексей Емельянович Столыпин владел здесь имениями. Род Столыпиных значился в родословной книге дворян губернии. В историю как бабушка великого русского поэта Михаила Лермонтова вошла дочь Алексея Емельяновича Елизавета Алексеевна, в замужестве Арсеньева.

Истинный патриот России, премьер-министр царского правительства, «отец» крестьянских реформ, выдвинувших страну на первое место в мире по валовому сбору зерна, Петр Аркадьевич Столыпин не мог отказать землякам своих предков в их просьбе содействовать в строительстве железнодорожного моста через Волгу. С делегацией симбирского купечества он встретился во время путешествия по реке, за год до своей трагической гибели. Но обещание Столыпин сдержать успел, и в 1916 году мост, получивший название «Императорский», был открыт.

После убийства Петра Аркадьевича симбиряне решили воздать должное его памяти. Собирались пожертвования, средства выделило губернское Земское собрание. И в сентябре 1913 года у здания Дворянского собрания (ныне Областная научная библиотека им. В.И. Ленина) на постаменте из розового гранита открыли бронзовый бюст Столыпина работы итальянского скульптора Этторе Хименеса. Он, кстати, был и автором памятника Столыпину на месте его гибели в Киеве. В Симбирск на торжества приехали родные политика: его брат и вдова с сыном и дочерью. Их снимок на фоне монумента с надписью: «Столыпину Симбирская губерния» дошел до наших дней.

Без вины виноватые
Всего три года простоял столыпинский бюст. В революцию 1917 года толпа сбросила его с постамента. Говорили, будто бюст утопили в Волге. Целых 30 лет постамент оставался бесхозным.

Но, как известно, свято место пусто не бывает. Быть бы постаменту раздробленным на щебенку, как это произошло с пьедесталом памятника Александру II на улице Гончарова, если бы не юбилей — 300-летие со дня основания Симбирска-Ульяновска, — случившийся в 1948 году. Тогда в город из Москвы прибыл подарок — бюст писателя Ивана Александровича Гончарова. Времена были тяжелые, послевоенные, и,вероятно, из экономии бюст земляка, великого русского писателя, решили водрузить на свободный столыпинский постамент.

С авторством бюста Гончарова много непонятного. Как рассказывает краевед Сергей Петров, который провел целое расследование, в паспорте на эту работу в Министерстве культуры РФ указан Леопольд Бернштам. Это был известный мастер, любимый скульптор Николая II, эмигрировавший из России в конце XIX века. Однако в Ульяновске многие убеждены, что бюст изваял советский скульптор Афанасий Ветров, член Союза художников СССР, сведений о котором крайне мало.

Бюст автора «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва» был утвержден памятником всероссийского уровня, тем не менее в 1986 году его, без согласования на «высшем уровне», вместе с постаментом переместили к зданию краеведческого музея, носящего имя писателя. Но там Гончаров «не прижился» и был возвращен на прежнее место.

Историческую справедливость восстановить!
О том, что нужно поставить бюст Столыпина на его законное место, краеведы начали говорить с начала 1990-х годов. Идея нашла как своих сторонников, так и противников. Последние аргументируют свою позицию, в частности, тем, что горожане привыкли к существующему месту нахождения бюста Гончарова, кроме того, сама личность Столыпина и результаты его деятельности историками оцениваются неоднозначно, посему — Гончарова трогать не надо.

Иная логика была у ныне покойного Марка Харитоновича Валкина, историка, краеведа, исследователя жизни Гончарова. Он считал факт нахождения бюста писателя на пьедестале убиенного деятеля кощунственным. В одной из своих статей он писал: «Если бы Иван Александрович мог видеть, что его бюст возвышается на пьедестале памятника другому человеку, это позорное явление не обрадовало бы великого писателя».

В 2010 году, когда приближался юбилей со дня трагической кончины Столыпина, тот же Валкин инициировал заседание ученого совета краеведческого музея, и его участники большинством голосов проголосовали за восстановление бюста царского премьер-министра. Музейщики и краеведы не раз писали по этому поводу в областную и городскую администрации.

Свой голос «за» подали даже потомки Столыпина из Парижа. За год до 150-летия со дня рождения Петра Аркадьевича областным и городским властям прислал письма, внук Дмитрий Аркадьевич Столыпин: «…хочу выразить желание, чтобы бюст моего деда был восстановлен на том месте, на котором он стоял изначально».

Хотя Комитет по культурному наследию Ульяновской области эту инициативу не поддержал, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и Г лава Ульяновска Марина Беспалова отнеслись к ней со вниманием. Последовала переписка с Министерством культуры России. Нашим властям было предложено найти новое место и постамент для бюста Г он-чарова, а также выделить землю под монумент.

Два Столыпина от Зураба Церетели
А что поставить на опустевшее место? Вопрос важный, поскольку многострадальный бюст канул в Лету и не сохранилось гипсовой копии изваяния Бернштама. И тут горячий сторонник исправления исторической несправедливости в отношении столыпинского памятника, энергичный краевед Сергей Петров проявил чудеса предприимчивости.

С его подачи губернатор написал письмо с просьбой к известному скульптору Зурабу Церетели подарить свой вариант бюста Столыпина. Широкая грузинская душа монументалиста не могла не откликнуться и размахнулась на памятник в виде фигуры премьер-министра.

Он был установлен в 2012 году, когда в стране по Указу российского Президента отмечали 150-летие со дня рождения Столыпина, — в учхозе у здания Ульяновской сельскохозяйственной академии, которой также в связи с юбилеем было присвоено имя этого реформатора.

На церемонию прибыл сам скульптор, не отказавшийся, впрочем, и от просьбы изваять еще и бюст. Петров прислал ему все обмеры постамента и дореволюционные фотографии открытия памятника Столыпину.

Через год авторский вариант Зураба Церетели был готов.

Дар прибыл в Ульяновск в апреле 2014 года благодаря Главе города Марине Беспаловой, к которой опять же обратился Петров. Он рассказывает:

— Тогда нашли неравнодушную симбирянку, которая совершила «подвиг»: в «буханке» съездила в Москву и привезла бюст высотой 1 м 45 см и весом в 400 кг.

С тех пор он пребывает на складе…

Будет о чем рассказать туристам
Казалось бы, дело за малым: определить для памятника новое место и изготовить для него новый постамент. Но в нашем царстве-государстве скоро только сказка сказывается. Уже не первый год пошел, как к единому мнению все никак не могут прийти чиновники, архитекторы, представители общественности и учреждений культуры. Прошло несколько совещаний. Обсуждался вариант поставить бюст у здания Ульяновского областного театра, поскольку он носит имя Гончарова. Но там и без того тесно. На небольшой площадке с трудом разместилась аллея местных театральных «звезд», маленький фонтанчик и цветник.

Недавно выяснилось, что монумента Гончарова не хочет лишаться Ульяновская областная научная библиотека. Ее сотрудники предлагают решить проблему так: переместить памятный знак букве «Ё» в северную часть газона, идущего со стороны Венца вдоль библиотеки, или на газон между библиотекой и зданием педуниверситета, и на месте знака установить бюст писателя.

Это будет иметь культурный смысл, убеждены библиотекари. Памятник Гончарова останется при библиотеке, где хранятся книги, в свое время подаренные ей писателем, и приблизится к филологическому факультету. К тому же неподалеку находится краеведческий музей имени Гончарова. Возвращение на историческое место бюста Столыпина, родственника Карамзина и Лермонтова, подкрепляется еще и тем, что на Венце находится носящая его имя сельскохозяйственная академия. Таким образом, вокруг библиотеки создается насыщенное культурное пространство. Будет о чем рассказывать туристам!

Еще одно событие, приближающее долгую историю к завершению: в конце июля были подведены итоги конкурса на новый постамент и место размещения, объявленный администрацией города. Из представленных трех вариантов выбрали предложение ульяновского скульптора Дмитрия Потапова.

Уже давно пора «вклеить» в Книгу истории города эту вырванную страницу…

Ирина Морозова