11 августа решением арбитражного суда Ульяновской области ОАО «Автодеталь-сервис» было признано банкротом. В рамках начавшегося банкротного процесса свои требования к компании уже начали предъявлять кредиторы. Впрочем, судя по всему, шансов взыскать что-то с «Автодетали», у кредиторов немного — большинство активов из ОАО к моменту начала банкротного процесса оказались выведенными. Как «Автодеталь» дошла до банкротства?
Согласно финансовой отчетности ОАО, 2015 год оказался для компании провальным. По сравнению с первым полугодием прошлого года, выручка предприятия за первые полгода 2015 года упала более, чем в 10 раз, — со 193 до 12 миллионов рублей при том, что по итогам 2013 года она составляла более 1,5 миллиарда рублей. При этом на начало 2015 года у ОАО оставалось несколько незакрытых кредитных линий — на 60 и 75 миллионов рублей в «Газпромбанке» со сроком погашения в 2016 и в апреле 2015 года, а также на 100 миллионов в «Россельхозбанке» со сроком погашения в марте этого года. И это не считая тех крупных кредитов, сроком погашения которых был конец 2014 года.
Из состава акционеров ОАО вышли супруга бывшего мэра Ульяновска Екатерина Пинкова, глава группы «АМС» Сергей Полбин и Ольга Попова.
Плачевную ситуацию усугубил банкротный иск московского ООО «ЭКАР» (среди учредителей — жители Франции), поданный к ОАО «Автодеталь-сервис» в марте этого года на основании задолженности по договору от марта 2013 года. Согласно этому договору, ОАО «Автодеталь-сервис» заказало ООО «ЭКАР» консалтинг на 15700 евро, но оказанные услуги не оплатило, в результате чего образовалась подтвержденная судом задолженность в размере 588 тысяч рублей и пени почти на 100 тысяч. Именно эта задолженность и послужила основанием для подачи иска о банкротстве. Ситуация сопровождалась кардинальной сменой участников ОАО и его топ-менеджмента в конце марта этого года — из состава акционеров ОАО вышли супруга бывшего мэра Ульяновска Екатерина Пинкова, глава группы «АМС» Сергей Полбин и Ольга Попова. В результате в ОАО остались фактически лишь юристы и топ-менеджмент группы «АМС», представленный через компании с говорящими названиями, зарегистрированные по одному из корпоративных адресов ГК «АМС»: ООО «Фонд Вектор», ООО «Азимут» и ООО «СтройТехКом».
Получается, что обе стороны в банкротном процессе стали представлять компании группы «АМС».
Впрочем, московской компании поучаствовать в банкротном процессе так и не удалось — в него вступило ульяновское ООО «Техресурс-Плюс», которому ООО «ЭКАР» переступило право требования долга, а через некоторое время заявление о банкротстве ОАО подала и его ликвидационная комиссия.
Из ОАО в 2014-2015 году активно выводились активы.
Согласно данным «СПАРК», учредителем и единственным участником «Техресурса» является Юрий Зубков, возглавлявший также ООО «АМС-РЕСУРС». Получается, что обе стороны в банкротном процессе стали представлять компании группы «АМС». Зачем это понадобилось?
Ответ находится в бухгалетерской отчетности ОАО. Её анализ показывает, что из ОАО в 2014-2015 году активно выводились активы. Таким образом компания готовилась к банкротству.
Продажа основных фондов началась летом прошлого года. 23-25 июля ОАО заключило сразу 35 договоров о продаже своего основного имущества — зданий и земельных участков. Покупателем выступило ООО «Автодеталь-сервис» с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Единственным учредителем компании является Елена Куртенкова, известная по работе директором по экономике и финансам на фабрике «Элегант», также входящей в холдинг «АМС». Еще 14 договоров продажи имущества были заключены ОАО в конце прошлого и начале нынешнего года. В ООО с одноименным названием вывели и персонал — если по состоянию на начало 2014 года в ОАО «Автодеталь-сервис» трудилось более 1000 человек, то по состоянию на первый квартал 2015 года на предприятии числилось лишь 34 человека. Тогда же изменилось и наименование предприятия на его официальном сайте. Поменялась лишь одна буква — вместо ОАО стало ООО.
Таким образом, вся производственная деятельность предприятия оказалась сконцентрирована в новом юридическом лице. За ОАО, судя по бухгалтерским балансам, осталась лишь оплата «коммуналки» и небольшая часть имущества. Впрочем, судя по вступлению в банкротный процесс «Ульяновскэнерго» с суммой требований более, чем 16 миллионов рублей (долги за 2014-2015 года), за коммуналку ОАО расплачиваться не спешило.
Среди прочего ОАО продало в составе одного из зданий и бомбоубежище, находящиеся в федеральной собственности.
Оставшиеся на балансе ОАО ликвидное имущество оказалось проданным 12 мая этого года ООО «СитАвто» (единственный учредитель — Ольга Рязанова, бывший юрист областного Минфина), также зарегистрированном по одному из корпоративных адресов ГК «АМС». В результате к середине мая практически все основные средства из ОАО оказались выведены. В том числе среди прочего ОАО продало в составе одного из зданий и бомбоубежище, находящиеся в федеральной собственности. Впрочем, этот конфликт удалось решить мирным путем — в суде Федеральное агентство по управлению государственным имуществом проиграло.
Летом началась и работа по избавлению от лишних денежных операций по простой схеме с отсрочкой поставки имущества от ОАО к ООО. В областной арбитражный суд поступил целый ряд исков от ООО к ОАО с одноименными названиями о взыскании уплаченных авансов за поставленный товар в виде основных средств «Автодеталь-сервиса», уменьшенных за счет встречных взаимозачетов. Все эти иски были удовлетворены, то есть уплаченные за имущество деньги вернулись обратно в ООО.
После этого и началась непосредственно процедура банкротства, уже по заявлению ликвидационной комиссии ОАО «Автодеталь-Сервис». Пока в процесс в рамках конкурсного производства вступили лишь энергетики, но с момента его начала прошло лишь несколько дней. Это означает, что основная канва банкротного процесса будет видна несколько позже. И тут возникает много интересных вопросов, на которые обязательно найдутся ответы. Во-первых, сколько задолжало ОАО банкам, кредиты которых могли просто уйти в никуда. Во-вторых, каковы были реальные причины начала собственного банкроства. Мы обязательно будем следить за развитием событий.