Что происходит с мужчиной и женщиной в момент знакомства? Рассказывая о себе, мы одно приукрашиваем, другое утаиваем, а третье о нас вообразит собеседник. Наполовину придуманный образ готов – и, если к тому же происходит та самая химическая реакция, мы влюблены.

Современный поэт, писатель, драматург Петр Гладилин эту ситуацию довел до абсурда.

Его пьесу «Другой человек» поставили в Ульяновске в творческом объединении «Маленький человек».

«Здрасьте, давайте знакомиться, я – Ваш муж!» – ставит перед фактом старую деву незнакомец. И она с блеском в глазах расспрашивает его о подробностях их совместной жизни: давно ли женаты (десять лет), венчались ли в церкви (да), богатой ли были свадьба (небогатой, но очень веселой), есть ли у них дети (четверо!)… Мужчина, нисколько не смущаясь, снимает верхнюю одежду, оставаясь в трико и майке, достает бутылку пива и сушеную рыбу, с аппетитом ест, небрежно отвечая на расспросы. «Боже мой, какое счастье! – восклицает эта ненормальная. – Я-то себе иголки в сердце втыкаю, думая, какая вокруг звенящая тишина. А тут дети визжат, собака лает, муж играет на трубе – я счастлива!». Но рано или поздно наступает момент, когда девица, так бурно и радостно воспринявшая новость о десятилетии райского счастья, начинает сомневаться. Сначала она задается вопросом, как вышло, что она – избалованная и изнеженная – вышла замуж за нищего музыканта. А когда «муж» заявляет, что она поколачивает и его, и детей, «жена» и вовсе выходит из себя. «Я хорошая, я добрая!» вопит она и исступленно лупит мужчину первой попавшейся под руку тряпкой.

«Я принял себя за кого-то другого», – признается тот и заявляет, что ничего о себе не помнит. И тогда оба пытаются понять, кто же он. Может, невероятный мерзавец, предполагает сам незнакомец. Нет, скорее, официант, парикмахер, сутенер или архитектор, считает хозяйка дома. Рассматривая его лицо – точно так же, как за 15 минут до того рассматривал ее он, – она вдруг узнает его: «Я видела Ваше лицо в газете!». Оказывается, он – мошенник и убийца. Но он попал в нужную квартиру.

Интуиция привела его к той самой женщине, которая создана для него, и она уже верит в нарисованную им картину. Отказаться от этой идиллии для нее невозможно – и в одно мгновение они меняются местами. Теперь уже она рассказывает ему об их семейной жизни, о том, какой он интересный, добрый, трудолюбивый и порядочный человек. «Я согласен, что я семи пядей во лбу», – заявляет он, но должны же быть какие-то недостатки – кокаин, азартные игры, мальчики? Их семья не может быть идеальной, ведь люди вокруг не живут, а корчатся. Она придумает для них пару изъянов – таких, что смешно сказать. И он остается с ней в ожидании, что вот-вот с улицы придут их дети…

Алексей Вольный и Дарья Долматова – то самое творческое объединение «Маленький человек», которое в прошлом театральном сезоне заявило о себе постановкой «Маленький человек с большим сердцем». После десятка показов спектакля то в аудиториях УлГУ, то в креативном пространстве «Квартал» их принял на малую сцену драмтеатр. Как сложится судьба их новой работы, пока не ясно, но первые три показа прошли с аншлагами, и публика приняла «Другого человека» очень тепло. Дуэт Вольного и Долматовой захватывает блестящей, тонкой игрой и похож на танго с его внезапными переходами от нежности к страсти, резкими и порой опасными поворотами. Причем легкость и непринужденность происходящего между ними не оттачивалась годами – супруги Дарья Долматова и Алексей Храбсков (работающий под псевдонимом Алексей Вольный) учились в УлГУ на одном курсе, вместе пришли в драмтеатр в 2001 году, но до прошлого года никогда не играли вместе. Более того, в прошлом сезоне Храбсков после длительного перерыва вернулся в драмтеатр, но супруги по-прежнему заняты в раз—ных постановках. Наконец, в «Маленьком человеке» это произошло, и Алексей говорит, что быть на сцене с Дарьей так же легко, как дышать. В «Другом человеке» он – авантюрист, который завоевывает ее не нежностью или лестью, а она до нелепости наивна и восторженна, но вместе эти два одиночества за какой-то час создают целый мир. На глазах у зрителей они собирают из пазлов картину Яна Брейгеля Старшего «Райский пейзаж со сценой грехопадения», словно намекая на то, что рассказали не забавную историю любви чудаковатой парочки. Авантюрную комедию Гладилина о хрупкости человеческого счастья они подняли до уровня библейского мифа о сотворении мира.

Анна Школьная