Пароход “Волгоград” в своём движении вниз по Волге достиг поворотной точки путешествия – Ульяновска. Силуэты Ленинского мемориала и вертикаль гостиницы “Венец” позволяют безошибочно определить место съемки. В отличие от Нижнего Новгорода, которому посчастливилось обрести свое исконное имя, Симбирску, похоже, на это в обозримом будущем рассчитывать не приходится. 40 лет назад этот город в туристическом плане однозначно был “моногородом” – местом рождения В.И.Ульянова.
2. К 100-летию “вождя революции” центр Ульяновска был радикально изменен ради постройки грандиозного ленинского мемориала. В огромном здании разместились филиал Музея В.И.Ленина, областной Дом политпросвещения и клубная часть со зрительным залом на 1400 мест. В просторном внутреннем дворе здания нашлось место для домика, в котором родился Володя Ульянов.

3. Здание, построенное к 1970 г., имеет форму квадрата со стороной 110 м. Общий объем сооружения 133000 куб. м.

4. Авторы проекта:  архитекторы Б. С. Мезенцев (руковод.), М. П. Константинов,Г. Г. Исакович, В. А. Шульрихтер.

5. Во внутреннем дворе здания находятся дом Прибыловской (серое здание на переднем плане), в котором семья Ульяновых жила в 1870-1871 гг.  и флигель, в котором собственно и родился их сын Володя.

6. Флигель дома Прибыловской.

7. Памятник М.А.Ульяновой. Из всех её детей место рядом нашлось только для маленького Володи.

8. Памятник И.Н.Ульянову.

9.

10. Собственный дом Ульяновых на улице Московской, где семья жила с 1878 по 1887 гг. Вид со двора. Если мне не изменяет память, то именно здесь экспонируется аттестат зрелости В.Ульянова, где среди отличных оценок обращает внимание “4” по “логике”.

11. Памятник уроженцу Симбирской губернии, выдающемуся русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину, воздвигнут в Симбирске  в 1845 году. Он был создан по проекту скульптора С.И. Гальберга, который не дожил до завершения работ по изготовлению монумента. Финальная стадия изготовления памятника осуществлялась под руководством его учеников – скульпторов Н.А. Ромазанова, А.А.Иванова, П.А. Ставассера и К.М. Климченко.
Эта фотография, пожалуй, интересна еще и тем, что несмотря на обилие людей в кадре, фотоаппарат есть только у одного человека. В наши дни картина была совсем другой.

12. Памятник представляет собой аллегорию. На постаменте установлена фигура музы Клио, которая, как известно из древнегреческой мифологии, “курировала” историю. В правой руке она держит главный научный труд Н.М. Карамзина – “Историю государства российского”, который она возлагает на алтарь бессмертия. В левой руке Клио – труба, при помощи которой она намеревается поведать  наиболее важные страницы российской истории.На одном из горельефов постамента Карамзин зачитывает императору Адександру I отрывок из своего труда, а на втором в аллегорической форме изображена сцена, в которой находящийся на смертном одре Карамзин узнает о щедром пансионе от императора Николая I.

13. Вид с бульвара Венец на Императорский мост. Проект разработал архитектор мостостроения Н.А. Белелюбский, при содействии инженеров Пшеницкого и Маддисона. Общая длина составляет 2089 метров, а основной пролет имеет протяженность 158,5 м.  В период строительства с 1913 по 1916 год мост планировался только как железнодорожный. После реконструкции, проведенной в 1952 – 1958 гг, Императорский стал также автодорожным. Сооружение и по сю пору впечатляет своими масштабами.

14. К 100-летнему юбилею вождя город обрел еще одну достопримечательность – гостиницу “Венец”. В год открытия она располагала 1008 местами. Здание с куполом и шпилем – бывшая уездная земская управа (в советскую эпоху – гарнизонный дом офицеров).

15. Улица Советская (ныне – Спасская). Слева – здание школы (в настоящее время гимназии) № 1 им. В.И.Ульянова.

Съемка: август 1975. Фотопленка ORWOCHROM.