Как только наступила осень, в Ульяновске вновь обострилась проблема общественного транспорта. На прошлой неделе многие ульяновцы не могли вовремя уехать из Заволжья в центр города. Маршруток просто не хватало. Что это: заговор или спланированная акция перевозчиков?

Невыгодный маршрут
Всю прошлую неделю рынок перевозчиков, можно сказать, лихорадило. На линии действительно вышло намного меньше машин, чем планировалось. Ульяновцы стали жаловаться властям на работу общественного транспорта. Например, проблематично было доехать из Нового города в центр и обратно.
На аппаратном совещании в областном правительстве губернатор Сергей Морозов был вынужден поднять этот вопрос. К делу подключилась областная Палата справедливости и общественного контроля. В конце прошлой недели её представители провели рейд-контроль. Член президиума Палаты Александр Афанасьев проверял работу маршрута №2. Вместе с ним был и корреспондент «Молодёжки».
…Шесть часов утра. Конечная остановка маршрутки №2 на промзоне близ Нового города. Диспетчер на месте. Машин — одна-две от силы. Уезжали строго по графику. Следом приходили другие.

— Надо менять отношение городских властей к маршрутчикам, — говорит водитель Виталий Пряхин. — У нас самый протяжённый маршрут в городе – более 40 км. Цена проезда — 18 рублей. Другие маршруты намного короче, но стоимость поездки на них та же. Надо платить за километраж. А то так можно потерять и этот маршрут. Все водители просто уйдут. Невыгодно!

Водители не скрывают, что тяжёло работать, когда «перебивают» другие перевозчики и, образно говоря, увозят пассажиров прямо из-под носа. Поэтому многие были вынуждены перейти на другие маршруты — где выгодно.
В итоге сейчас «двоек» в городе почти в два раза меньше, чем было, например, год назад. Интервал движения — от 10 минут.

— Предварительный итог рейда таков: автобусы есть, но их маловато. Надо решать проблему с городским властями, чтобы те оптимизировали карту маршрутов. Чтобы не был такого: один маршрут выгодный, другой — невыгодный, — сказал Александр Афанасьев.

Гаишники «докапываются»?
А вот другие водители говорят, что причина невыхода на линии кроется в гаишниках. Якобы в сентябре блюстители порядка на дорогах устроили самые настоящие «облавы» на общественный транспорт.
— Если остановят, то найдут, до чего докопаться. Например, почему подлокотник приделан или на зеркале игрушка подвешена? — рассказывает Валерий И. — Что-то доказывать без толку. Выписывают штраф — и всё. Вот и не выходят маршрутчики в эти дни на линии. А пассажиры страдают.
Но гаишников понять можно: главное — безопасность дорожного движения. И если что-то не положено, значит, этого и не должно быть. О чём речь?

Альянс «тройки»
Может быть, не случайно в конце августа в Ульяновске появилось новое объединение частных перевозчиков – отраслевой союз «Транспортный альянс»? Новые перевозчики хотят снять все противоречия и улучшить качество обслуживания пассажиров.
Городские власти восприняли новость положительно, отмечая, что объединение позволит отрегулировать ситуацию на рынке перевозок.
Пассажирам, по большому счету, всё равно – альянс это будет или отдельный перевозчик. Главное, чтобы было качественно, комфортно, безопасно и без хамства водителей.
Но вот другие перевозчики пока присматриваются к новой организации. Есть опасения, что будет неравная конкуренция: мол, рынок и так поделён — куда ещё?
А новый игрок может захотеть перекроить в свою пользу карту городских маршрутов. Тогда многие маршруты закроются. Только за последний год приказали долго жить 85-й и 45-й маршруты.
К тому же объединились три крупных игрока, которые держат почти половину общественного транспорта в городе (более 700 машин, более 30 маршрутов, почти 900 работников).
Альянс уже заявил, что готов стать лидером в городском пассажирском транспорте Ульяновска и развивать систему частно-государственного партнёрства. На презентации один из его соучредителей Владимир Горюнов сообщил, что всех водителей-нарушителей, хамов уберут со своих маршрутов. Также появятся наклейки на каждом автомобиле альянса. В планах даже ввести единую форму для водителей.
Но есть предпосылки и к тому, что альянс захочет пересмотреть действующие тарифы. «Не может цена быть одинаковой. Может, и вернёмся к покилометровому тарифу…» — отмечают в новой организации.
А что думает по этому поводу областная власть?
— У нас пока нет опасения, – сказал областной замминистра по транспорту и дорожному хозяйству Андрей Тюрин. – Конкуренция остаётся, ведь формат перевозок един для всех. Главное, чтобы было качество. И не стоит бояться, что новый перевозчик поднимет цены, это не в их компетенции. Решать вопрос будет областное правительство. Но в любом случае мы держим ситуацию на контроле.