16 сентября отмечает 75-летие первый ректор Ульяновского государственного университета, ныне – президент вуза Юрий ПОЛЯНСКОВ. В этом году в его биографии сразу две “круглые” даты: помимо юбилейного дня рождения – 50 лет деятельности в сфере высшего образования. Главным результатом своей творческой жизни Юрий Вячеславович считает основание Ульяновского государственного университета, который он возглавлял 18 лет.

– Юрий Вячеславович, вы стояли у истоков классического университета, были ректором филиала МГУ в Ульяновске. Как начиналась история вуза?

– 90-е годы принято вспоминать как сложное время, связанное с общей неразберихой, дефицитом, разрушением привычных ценностей. Но сейчас понимаешь, что оно же для нас стало и достаточно благоприятным. Многие задают вопрос: как все-таки удалось построить университет? Вышло так, что в нужное время получилось заинтересовать специалистов, координировавших работы по его созданию. Главным было в короткие сроки построить университетский комплекс, собрать профессиональных специалистов и преподавателей.

Хотелось бы вспомнить людей, с которыми довелось тогда решать неординарные организационные задачи. Они принимали решения и отвечали за них. В Ульяновске было немало скептиков, потому стечением благоприятных факторов считаю то, что еще остались у руководства люди, работавшие в советский период. Это первый секретарь обкома КПСС Юрий Григорьевич Самсонов, который создание классического университета посчитал первейшей задачей для Ульяновской области и поддержал нас здесь, внутри региона.

Второй человек, позиция которого сыграла решающую роль в строительстве университетского комплекса, был глава Рособразования СССР Геннадий Алексеевич Ягодин. Он поддержал идею университета на родине В.И. Ленина и помог создаваемому вначале филиалу стать именно филиалом МГУ. Раньше всё планировалось на пятилетки, так вот он незапланированные конкурсные проекты строительства университета сумел вписать в союзные планы. Институт по проектированию высших учебных заведений “ГИПРОВУЗ” оперативно решал вопросы строительства. Работа с Министерством экономики, где планировалось финансирование, также отличалась не только позитивным отношением, но и личным контролем за исполнением проектов. Нам повезло, что, несмотря на политическую нестабильность, еще продолжала существовать выстроенная годами система планирования и управления. Кстати, тогда наша благодарность за содействие в решении вопросов заключалась в коробке конфет или коньяке.

С Геннадием Алексеевичем Ягодиным мы в 1989 году были в США, посетили ведущие американские университеты – Гарвардский, Стэнфордский, Беркли, Кембриджский, и он посоветовал обратить внимание на попечительские советы университетов. Он был инициатором этой правительственной поездки и, несмотря на то что филиал существовал всего второй год, включил меня в делегацию. В 1992 году мы действительно создали у себя попечительский совет, в который вошли все руководители крупных промышленных предприятий области, бизнеса, банков. Совет стал и моральной, и материальной опорой в дальнейших сложных ситуациях. Например, когда не было средств на зарплату, университет брал в банках кредиты “под честное слово” и члены совета не подводили друг друга.

Следует отметить особую роль Виктора Антоновича Садовничего – тогда первого проректора, затем ректора МГУ, который всегда активно помогал и опекал свой Ульяновский филиал. Министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов, заместители министра Александр Николаевич Тихонов, Григорий Артёмович Балыхин – это люди, пришедшие в министерство не случайно, а подбиравшиеся для решения стратегических задач, прошедшие все ступени роста от рядовых преподавателей до ученых. Чувствовалась стратегическая помощь от профильного министерства. Все руководители, в том числе и министры, были доступны, была возможность при необходимости попасть к ним в течение одного-двух дней. Это были высокопрофессиональные люди, и что важно, – советники и помощники, готовые дать консультацию по любым документам и вопросам.

– Вы говорите о поддержке “сверху”. А как решалась кадровая проблема в молодом университете?

– Хочется сказать и о первой команде руководителей молодого университета. Ученые собрались талантливые, увлеченные идеей создать университет нового типа в Ульяновске. Работали практически без выходных, решения принимали неординарные, но сумели сохранить принцип планирования и намеченные планы старались выполнять. Проректоры и деканы были единомышленниками. Это было время постоянных поездок, оперативных решений, мы шли нетрадиционным путем: университет назывался классическим, а мы открывали не типичные направления и факультеты – медицинский, факультет культуры и искусства, экологический, инженерно-физический, факультет трансферных специальностей с получением двух дипломов. Время показало верность выбранного пути. Сейчас без наших выпускников нельзя представить медицину Ульяновской области. Труппа областного драматического театра на 80% состоит из актеров – наших выпускников.

Наличие факультета культуры и искусства позволило нам стать центром культурной жизни области, все помнят приезды в город звезд российской культуры и эстрады (Мстислава Ростроповича, Николая Петрова, Олега Табакова, Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова и других), чего до этого практически не было. Такой подход также позволил сформировать позитивный имидж университета. Принципиально новым стало развитие международных связей и как результат создание Российско-Американского и Российско-Германского факультетов с вручением двух дипломов.

– Что вам удалось сделать на посту ректора?

– Свою главную задачу – создать вместе с командой авторитетный университет в Ульяновске, я считаю выполненной. Создан современный университетский кампус. Мы с самого начала видели университет как центр науки, образования и культуры. Без перечисленных выше новых направлений образования и их выпускников сегодня у региона были бы огромные проблемы.

По нашей инициативе начала работу Ассоциация классических университетов Поволжья, куда вошли такие крупные университеты, как Казанский, Пензенский, Саратовский, Мордовский, Чувашский и другие. Ассоциация стала достаточно престижной организацией. Был, например, создан ВАКовский журнал с редколлегией из ведущих ученых Поволжья на базе Пензенского университета, многое делалось для совершенствования учебных процессов, проводились совместные межвузовские программы, в том числе культурные, молодежные. Так, впервые провели конкурс “Мисс классических университетов” в Йошкар-Оле.

А что не удалось решить? Сегодня назрела необходимость продуманного объединения вузов и усиления важных направлений с участием министерств и промышленных предприятий. Ульяновская область провозгласила себя авиационной столицей, и УлГУ активно развивает подготовку кадров и научные разработки для авиастроения. Удовлетворение потребностей в специалистах гиганта авиапрома – АО “Авиастар-СП”, вопрос слияния профильных образовательных структур в мощный Институт авиастроения ставился еще пять лет назад. К сожалению, этого пока не получилось, хотя вопрос остается актуальным.

– Как сейчас вы взаимодействуете с ректором, над какими задачами работаете?

– Ректор нашего университета Борис Михайлович Костишко, представляя меня какой-то делегации, говорит, что “у нас два ректора”, а я добавляю “и оба живы”. Наши отношения с ректором вполне нормальные, деловые. Есть его поддержка моей работы по развитию авиастроения как стратегического направления университета.

Институт президентства в вузах вводился для безболезненной смены ректоров, чей возраст по действующему Положению не позволяет продлевать срок пребывания в должности. Абсолютное большинство настоящих президентов были ректорами своих учебных заведений. Не секрет, что в других вузах есть примеры непонимания и противостояния ректоров и президентов. Я считаю, что функционал президента не достаточно проработан. Президента ограничили представительскими функциями, и если он не занимается стратегическими направлениями, то у него нет особых полномочий. Я согласен с мнением, что президент, ничуть не ограничивая полномочия ректора, должен согласовывать, например, назначение проректоров. Идет смена поколений, приходят молодые руководители, большой опыт президента здесь мог бы пригодиться. Также согласование перспективных планов развития, планов финансирования университета, где знания бывшего ректора могут быть полезны. Такие недоработки и создают почву для разногласий.

– Поделитесь своими взглядами на развитие высшей школы. Как вы относитесь к оптимизации вузов?

– Понятно, что университеты должны отвечать тенденциям в развитии высшей школы, но зачастую преобразования, “оптимизация” проводятся быстро, без должного обсуждения и согласования с сообществом.

Введение ЕГЭ для многих было болезненно, из года в год мы его совершенствуем и изменяем – неужели опытные специалисты на примере европейских стран не могли предусмотреть ошибки? Это касается в первую очередь русского языка, где опять вернулись к сочинению. Также и в математике – осознали необходимость задач, имеющих альтернативные решения, чтобы ученикам приходилось думать, а не заниматься натаскиванием и нажиманием кнопок. При введении ЕГЭ учитывалась условная нижняя планка баллов, без которой принимать в вуз было нельзя. Сейчас она практически снята, и вследствие этого в вуз стали приходить троечники и даже двоечники.

Непродуманным было открытие негосударственных вузов и филиалов. Фактически не существовало критериев их открытия, лицензии выдавались всем подряд, заработала масса случайных филиалов. А должен был быть четкий отбор, чтобы не появлялись такие “конторы во дворах”. Связано это было с социальными причинами, демографическими, безработицей, занятостью молодежи, и тогда резко упал общий уровень высшего образования. Это совсем не оптимизация. Оптимизация предполагает позитив в решениях, улучшение. А когда “оптимизируют” и сельские школы, объединяют бездумно университеты, это совсем не оптимизация. Есть объективные причины для изменения структуры вузов и их количества, но необходимо заранее продумывать болезненные вопросы.

К сожалению, фактически нарушена система подготовки кадров высшей квалификации, теряется авторитет ученого. Аспирантура стала третьим уровнем повышения квалификации. Но ведь есть сложившаяся традиционная двухуровневая система, которая оправдала себя. Ее дискредитировали тем потоком ученых степеней, присвоенных руководителям всех рангов практически без защит, не сделавшим никаких научных открытий. Таким образом, был подорван авторитет всей научной работы.

Большие вопросы вызывает зарплата ученых. Как-то на одном из советов Союза ректоров министру образования и науки РФ Андрею Александровичу Фурсенко задали вопрос: как получилось, что профессор получает 20-25 тысяч рублей? И здесь я согласен с Фурсенко: имея степень доктора наук, ученый должен создать собственную научную школу из кандидатов наук, аспирантов и тогда эта школа поведет разработки по заказу предприятий, будет участвовать в федеральных целевых программах. На этом обучаются аспиранты. И основным заработком ученого должна быть не зарплата, а договоры с предприятиями и доходы от практических работ, и эти доходы значительно выше зарплаты профессора.

– В чем, на ваш взгляд, главная парадигма классического университета?

– Классический университет должен быть центром фундаментальных исследований, готовить высококвалифицированных специалистов для науки и производства. Он должен иметь гуманитарные факультеты также со своими научными школами, научными коллективами, что поднимает преподавание на более высокий уровень. Однако в постперестроечное время эта задача усложнилась, возникла необходимость вводить новые технические специальности, чтобы зарабатывать средства. И парадигма изменилась. Теперь в классических университетах, при наличии базовых факультетов, дают хорошую подготовку и для технических специальностей и исчезло четкое разграничение между классическим и техническим университетом. Сегодня у всех есть понимание, что классический университет – это хорошая совокупность гуманитарных и технических специальностей при достаточной материальной базе. Любой инженер должен иметь гуманитарное образование, как это происходит в классическом вузе. Это своеобразный “стык наук”. Для медицины, например, важно быть не только хорошим хирургом, но и уметь моделировать работу человеческого организма, что стало возможным благодаря появившейся сложнейшей технике. Моделирование – это математика, физика, кибернетика, и такие направления есть в классическом университете, чего нет в профильном медицинском вузе.

Классический университет сегодня – это сильные профильные факультетские направления и хорошее гуманитарное образование.

– Как это можно проиллюстрировать на примере вашего университета?

– У нас одним из приоритетных направлений стало авиастроение. Развивает его факультет математики и информационных технологий, так как сегодня основное направление в авиастроении – это вопросы моделирования, автоматизации систем управления производством, сложных технологических процессов. В наше время наконец-то в производстве востребованы научные разработки. Именно это направление поддержали наш стратегический партнер, крупнейший авиазавод страны АО “Авиастар-СП” и ПАО “ОАК”.

Могу сказать, что за последние пять лет создана целостная система сотрудничества с авиазаводом “Авиастар-СП”, образован Центр компетенций “Авиационные технологии и авиационная мобильность”, открыта базовая кафедра “Цифровые технологии авиационного производства”. По результатам работы мы выиграли ряд конкурсов, в том числе ФЦП по подготовке кадров для ОПК и конкурсы по правительственной программе переподготовки кадров. Это дало возможность создать в УлГУ самую современную материально-техническую базу, оснастить новейшим оборудованием базовую кафедру. Мы ведем подготовку кадров по востребованным направлениям в авиастроении, выработали перечень необходимых современных компетенций, что позволило решить проблему опережающей подготовки кадров для авиастроения. Мы вернулись к системе подготовки кадров на базе производства, второй год набираем на заочное отделение выпускников СПО, практикуем защиту дипломов на предприятии, активно ведем совместные НИРовские работы. Все это согласуется с рекомендациями Президента и Правительства РФ о том, что квалифицированные кадры можно готовить только при активном взаимодействии с заказчиками, в данном случае с АО “Авиастар-СП”. Действительно, в НИРовских работах участвуют молодые преподаватели, аспиранты, студенты, они получают дополнительные компетенции, адаптируются на производстве, преподаватели набираются опыта в современных компетенциях, аспиранты выполняют научные разработки с последующим внедрением. Система, созданная университетом, позволяет решать важные государственные задачи по созданию высокотехнологичного производства и кадров для него.

– Вы в том возрасте, когда многое за плечами, но многое еще и впереди. Расскажите о главных своих достижениях и о том, чего хотели бы еще добиться?

– У меня есть удовлетворение от того, что наш университет находится на хорошем уровне и продолжает активно развиваться. По общему признанию, Ульяновский государственный университет состоялся не только в области, но находится в числе наиболее продвинутых университетов РФ, мы вошли в топ “100 лучших вузов России”, находимся в лидерах по многим показателям.

Что впереди? Надо отвечать на реальные вызовы времени, а значит, совершенствовать структуры университета, решить сложный вопрос объединения или развития приоритетных направлений, то есть делать все то, что позволило бы университету вырваться вперед и быть в числе лучших.

А о себе скажу словами популярного выражения “много видел, много знаю, много сделал, но еще хочется много увидеть, многое узнать и многое сделать”.

Досье “Вестника”
Юрий Вячеславович ПОЛЯНСКОВ родился 16 сентября 1940 года в селе Поповка Майнского района Ульяновской области в семье служащих. После окончания с отличием средней школы работал слесарем-наладчиком Ульяновского завода малолитражных двигателей (ныне ОАО “Волжские моторы”) и учился на вечернем отделении машиностроительного факультета Ульяновского политехнического института. Получив высшее образование, начал работу в этом вузе, где прошел путь от младшего научного сотрудника кафедры “Технология машиностроения” до проректора. В 1988 году Юрий Вячеславович Полянсков возглавил группу по созданию классического университета в Ульяновске, став директором филиала МГУ имени М.В. Ломоносова – проректором МГУ, а в 1996 году ректором Ульяновского государственного университета. С декабря 2006 года – президент УлГУ. Ведет активную научно-педагогическую и общественную работу, является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций, руководителем аспирантуры, а также ряда научных, образовательных и научно-производственных программ, возглавляет Центр компьютерного проектирования, кафедру математического моделирования технических систем. Почетный гражданин Ульяновской области, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук. Награжден нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования России”, орденом Дружбы.

Интервью подготовила Римма ВИЛЬДАНОВА