В течение всего юбилейного 230-го сезона Ульяновского драматического театра любители искусства Мельпомены смогут совершить путешествие в закулисье. Ульяновцы увидят гримёрные комнаты, костюмерный, парикмахерский цехи, побывают в ложе осветителей, за пультом помощника режиссёра.

Многие актеры говорят о магии театрального костюма: он создает настроение, погружает в атмосферу, помогает вжиться в образ – поэтому отношение к костюму особое, уважительное. Над созданием бесчисленных платьев, сюртуков, шляп трудится пошивочный цех под руководством заслуженного работника культуры РФ Ольги Соломко, посвятившей ульяновскому театру более сорока лет. Она сопровождает костюм на всем его пути от эскиза до сцены: помогают в этом и энциклопедические познания в истории костюма, и художественный вкус, и золотые руки – все костюмы и аксессуары в театре шьются вручную.

Известно, что театральный костюм выгоднее смотрится на сцене, чем вблизи: благодаря ручной росписи тканей, вышивке возникает иллюзия драгоценного шитья, дорогих материалов. Однако многие платья могут похвастаться выставочным качеством – филигранность отделки делает их ценными экспонатами. Особенное внимание уделяется сохранности костюмов: их бережно чистят, своевременно чинят. В цехе до сих пор хранятся костюмы XIX века, переданные из запасников Малого театра в губернские, в том числе – в Симбирск. В одном из них – сюртуке с особыми штампами на подкладке, подтверждающими происхождение костюма, – на сцену в спектакле “Обломов” выходил Захар.

Завершенным внешний облик артиста делают прическа и грим. Накладные носы и уши для детских сказок или комедий – малая толика превращений, которые могут случиться с актером в гримировально-парикмахерском цехе театра. Так, например, для спектакля по пьесе Дмитрия Мережковского “Павел I” гримеры к каждому спектаклю создавали исторический портретный грим, добиваясь максимального сходства с российским самодержцем. Порой необходимо омолодить или состарить исполнителя роли, придать ему характерные черты – даже малозаметные детали могут ярко дополнить актерский образ, помочь артисту полнее вжиться в него, а зрителю – предугадать его суть. Важным и нечасто встречающимся в современной театральной практике умением работниц гримировального цеха ульяновского театра является искусство постижера. Все парики, накладные бороды и усы изготавливаются в стенах театра, а специалисты, способные создать высокий парик времен Людовика XVI или “ленинскую бородку”, – поистине штучный товар.

Над окружающей актеров обстановкой сцены трудится, наверное, наибольшее количество театральных мастеров, начиная от художника спектакля, который совместно с режиссером формулирует концепцию сценического оформления, создает макет, контролирует весь процесс создания декорации, и заканчивая работниками многочисленных цехов, в чьих руках и рождаются подчас невероятные вещи.

Под самой крышей театра находится просторное светлое помещение декорационно-бутафорского цеха. В течение двух десятилетий им руководит заслуженный работник культуры Ульяновской области Валентина Злобина. Из пенопласта, папье-маше и строительной пены она и ее коллеги могут создать и бронзовые статуи летящих коней (театралы помнят атмосферную сценографию “Обыкновенной истории” Гончарова) и несметные яства для королевского пира (в спектакле “Король Лир” по трагедии Шекспира венценосный отец делил между дочерьми королевство, раздавая им куски огромного пирога). Многометровые расписные задники, ажурные ширмы, убранство царских палат и простых деревенских домов – все возникает, как по волшебству, в стенах этого цеха. Артист, готовя роль, запоминает не только текст, но и последовательность действий, траекторию перемещения по сцене. Рабочие экземпляры пьес, которые называют “ролями”, испещрены пометками. Самый объемный и подробно расписанный текст пьесы – у помощника режиссера. Без преувеличения, помощник режиссера – один из важнейших людей на сценической площадке, координационный центр, блюститель дисциплины и порядка. Помреж ведет каждый спектакль, стоя у специального пульта, спрятанного за одним из порталов. Именно он собирает артистов на репетиции, объявляет по внутренней радиотрансляции о начале спектакля, акта, эпизода, вызывает артистов из гримерных комнат, следит за тем, чтобы сценическая машинерия работала исправно и своевременно. Вместе с работниками монтировочной службы помощник режиссера перед спектаклем проверяет, правильно ли расставлены элементы декорации, “заряжен” ли необходимый реквизит, при необходимости рисует мелом на сцене специальные “марки” – отметки, которые помогают ориентироваться артистам. Любители проверить электронную почту или ответить на СМС во время спектакля могут быть уверены – их при этом прекрасно видят не только артисты, но и помощник режиссера: с помощью камер на его пульт выводится изображение сцены, коридоров, пространства за сценой и зрительного зала.

Еще два важных цеха театра – осветительный и музыкальный. Сотрудники осветительного цеха ведают огромным количеством световых приборов, установленных над сценой и в световых ложах. В ульяновском театре пульт осветителей находится в специальной ложе на третьем ярусе, но было время, когда светом на спектаклях управляли… из-под сцены, по подсказкам в трансляции. С помощью разных типов прожекторов можно создавать на сцене удивительные иллюзии, создавать тревожную атмосферу (есть даже жаргонное название определенного типа света – “лихорадка”) или чувство уюта, разные времена суток и многое другое. Порой незаметный для непрофессионального взгляда свет в спектакле очень точно расставляет акценты, выделяет отдельных персонажей, подчеркивает сцены. По соседству с ложей осветителей находится ложа звукооператоров. Музыку актеры считают полноценным партнером по сцене: порой она может возникнуть некстати, как не вовремя поданная реплика. Однако за репетиционное время у “звуковиков” и артистов есть достаточно времени, чтобы сыграться. Руководит музыкальным цехом Олег Яшин – композитор, чья музыка звучит во множестве спектаклей в Ульяновске и по всей России.

Валентин ЛИСТОВСКИЙ