В этом году театральный фестиваль «Золотая маска» на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова открыл спектакль «Лада, или Радость».
Это постановка режиссера Марины Брусникиной по первому прозаическому опыту известного поэта-постмодерниста Тимура Кибирова в Российском академическом молодежном театре в Москве.
Трогательная история рассказывает о том, как в забытой Богом и суетным временем деревне Малые Колдуны живут, страдают и веселятся люди, и они по-своему счастливы, они такие же, как в городе, может быть, даже лучше, потому что искреннее и добрее. Собака Лада – предмет забот и любви всей деревни за ее белую шерстку и веселый лай. Она составила детское счастье своей первой хозяйке девочке Лизе, а потом совершает поистине подвиг: спасает от волков Егоровну. И вся деревня спасает потом покусанную волками Ладу, вызывает к ней «скорую помощь». И машина приезжает, и собака остается жива.
Постмодернисты, видимо, много пьют, потому, вкупе с деревенской склонностью к самогоноварению, пьянка в спектакле принимает поэтический и одновременно символический размер. Становится веселой смесью деревенского юмора с интеллигентскими изысками: «Думали оскорбить? Удручили.». Соединяя несоединимое, низкое и высокое, деревенских пьяниц с рыцарями, прекрасными дамами и высокими чувствами, постмодерн создает фантастическую, но как бы и реальную картину. С грубыми, но задушевными непристойностями,которые ненавязчиво соединяются с библейскими песнопениями и ностальгическими советскими песнями.
Поэтому деревня Малые Колдуны не только пьяная, но и поэтическая, сказочная, с юродивым пьяницей и балагуром, обалдуем и матерщинником Жорой, с новым персонажем – мигрантом-Чебуреком, с великими строчками Пушкина, Тютчева, Ходасевича и самого Кибирова, с пафосными обобщениями о смысле бытия («мы рождены мучить друг друга»), заканчивая приземленным бунинским: «Хорошо бы собаку купить» – такую, как Ладу.
Как и должно быть в деревне, все заканчивается миром. Лада выздоравливает, и эта радость отмечается банкетом из стратегических запасов Егоровны. Девочка Лиза с родителями уезжает в город и становится кем-то вроде менеджера, другие деревенские жители уезжают аж на Дальний Восток. Чебурек удачно женится, получает российский паспорт, работу консультанта и тоже уезжает в город, откуда привозит в подарок пьянице Жоре два ящика шведской водки «Абсолют». В Малых Колдунах остаются Егоровна, Жора и Лада. Блаженны нищие духом!..
Таких деревень, как сказочные Малые Колдуны, на Руси, конечно, нет, а таких постмодернистов, как наши, нет нигде в мире. Поэтому одно замечание. Этот спектакль будет понятен только русскому зрителю, западный его не поймет, но скажет, что это депрессивная русская действительность, с пьяными песнями и шутками, которыми русские спасаются от своей жизни.
В общем, «Лада» смотрится органично, все актеры очень талантливы и профессиональны, «звезда» сцены и кино Нелли Уварова блистает даже в роли собаки Лады. Уварова сыграла ее так хорошо, что Ладу жалко. Если над другими персонажами больше смеешься или негодуешь, то Ладе – сопереживаешь. Еще один постмодернистский фокус.
Зритель долго аплодировал всем поэтическим чудесами РАМТ и Тимура Кибирова.
Виктор Каменев