14 сентября в картотеке арбитражных дел было опубликовано решение суда по иску УМУП «Теплоком» (муниципальное предприятие, владеющее квартальными сетями теплоснабжения в Заволжском районе Ульяновска) к службе судебных приставов. Муниципальное предприятие в связи со сложным финансовым положением просило снизить размер исполнительного сбора. В рамках рассмотрения этого дела всплыли интересные цифры, которые проливают свет на ситуацию с банкротством УМУП.
Напомним, что в конце августа налоговая служба по Заволжскому району подала в суд второй иск о банкротстве «Теплокома» – муниципалы задолжали налоговикам более 10 миллионов рублей. Попытка взыскать эти долги с помощью судебных приставов летом этого года к успеху не привела — денег у УМУПа не оказалось. Тогда УФНС и обратилась в суд с иском о банкротстве предприятия (дело будет рассматриваться в начале октября). «Теплоком» же стал оспаривать размер исполнительного сбора.
В рамках рассмотрения этого дела и выяснилась достаточно интересная ситуация. Оказалось, что основной причиной сложного финансового положения предприятия оказалась непогашенная задолженность перед ним со стороны управляющих компаний и ОАО «Волжская ТГК».
Выяснилось, что с начала 2012 года «ВоТГК», которая является основным поставщиком теплоносителя в сети «Теплокома», задолжала УМУП более 240 миллионов рублей за услуги по передаче тепловой энергии.
Попытки «Теплокома» взыскивать денежные средства с «ВоТГК» натолкнулись на взаимозачеты и активное сопротивление. 24 сентября было опубликовано очередное решение арбитражного суда по одному из подобных исков. Оказалось, что в подобных случаях «ВоТГК» требует встречного взыскания с УМУП «задолженности по тепловой энергии, приобретенной в целях компенсации потерь», которая составляет почти половину от долгов «ВоТГК» перед УМУП. При этом свои долги ресурсоснабжающая компания гасить не спешит.
Впрочем, серьезные суммы «ВоТГК» должен и «Теплоком» – эти долги накопились до начала 2012 года по причине неплатежей со стороны получателей ресурсов — к настоящему времени различные управляющие компании должны муниципальному предприятию более 900 миллионов рублей.
Сложная ситуация возникла по причине того, что до 2012 года УМУП напрямую покупал у «ВоТГК» тепловую энергию. Согласно соответствующей редакции договора между сторонами от конца 2008 года, «ВоТГК» требовала с УМУПа 50% предоплаты за тепловую энергию. УМУП оспорил эту редакцию договора в суде, который признал, что такие условия «влекут невозможность исполнения договора истцом (абонентом)». Тем не менее, только за 2011 год «Теплоком» накопил более 100 миллионов долгов перед «ВоТГК». В результате был заключен ряд мировых соглашений, и после серии судов между сторонами был заключен новый договор, согласно которому «Теплоком» с начала 2012 года фактически перестал быть покупателем тепловой энергии, и стал лишь оказывать услуги по передаче теплоносителя и горячей воды по своим сетям. То есть, деньги абонентов стали проходить через «ВоТГК».
Лишив «Теплоком» финансовой самостоятельности и, фактически, возможности взыскивать долги, «ВоТГК» получила практически полный контроль над деятельностью муниципального предприятия.
Цель (на наш взгляд) очевидна — с помощью финансовой «удавки» забрать у города сети теплоснабжения — это все тепловые сети и тепловые пункты Нового города и часть сетей и пунктов Верхней Террасы и промзоны «Заволжье». Уже к весне этого года стал понятен и наиболее очевидный механизм этого — контролируемый банкротный процесс финансово обескровленного предприятия, которое не может оплачивать даже небольшие долги по налоговым сборам. Но контролируемого банкротного процесса не произошло — в середине лета первый иск налоговиков о банкротстве УМУП (в процесс в качестве третьего лица заявилась «ВоТГК») принят не был — спор с УФНС удалось урегулировать в досудебном порядке. Не случилось и ожидаемого банкротного иска со стороны «ВоТГК». Ситуация стала развиваться совершенно иначе – область решила отдать городские сети просто так — без денег и без боя.
Это становится ясно исходя из документа, который поступил 24 сентября в распоряжение редакции. Речь идет о «плане по созданию совместного предприятия» с «ВоТГК», который подписан главой администрации Ульяновска Сергеем Панчиным. Согласно этому документу, до середины 2016 года планировалось осуществить достаточно сложную операцию — передать «Теплосервису» все сети других муниципальных предприятий, затем перерегистрировать УМУП в ОАО, погасив за деньги «ВоТГК» основные долги компании перед налоговиками (чтобы не допустить начала банкротства), и, через процедуру приватизации, слить «Теплоком» с ПАО «Т-плюс» – компанией, которая стала правопреемником «ВоТГК» с весны этого года.
Описанная в документе процедура такова, что фактически исключает получение городом каких-либо денег от передачи имущества. Не может повлиять слияние и на ситуацию с накопленными долгами города за тепловые ресурсы — декларируемая процедура (через включение в план приватизации городского имущества и слияние) юридически делает крайне сложными взаимозачеты, что несет прямые риски фактического обнуления почти миллиардных долгов потребителей перед «Теплокома», которые могли бы стать активом в качестве дебиторской задолженности в случае банкротного процесса. То же касается и 240 миллионных долгов «ВоТГК» перед «Теплокомом». При слиянии все эти ресурсы становятся собственностью уже не муниципалитета, а «Т-плюс».
Описанная в документе процедура такова, что фактически исключает получение городом каких-либо денег от передачи имущества.
Согласно финансовой отчетности «Волжской ТГК» за 2014 год, основной целью реорганизации компании, которая велась весь прошлый год, стала консолидация генерирующих активов компании. Кроме того, в качестве планов на 2015 год отмечается и повышенное внимание к сетям теплоснабжения. Вектор понятен — в регионах владельцами создается единая вертикально интегрированная компания-монополист, капитализация которой резко увеличивается в случае замыкания цепочек сбыта. Очевидно, что в случае передачи сетей, Ульяновску уготовлена участь стать одним из городов с полной монополией «Т-плюс». На деле это означает, что у города не останется никакого пространства для маневра.
Будет ли реализован этот план или нет? Вопрос в первую очередь упирается в ближайшие решения городских властей и депутатов Городской Думы. В случае, если планы, подписанные еще Панчиным, будут реализовываться, обратной дороги явно не будет.