3 октября в России отметили 120-летие со дня рождения русского «Моцарта поэзии» Сергея Есенина.
Долгие годы было принято считать Есенина талантливым самородком, парнишкой из рязанской деревни, но это заблуждение. Он получил хорошее образование, окончил университет. Если мы прочитаем его философский трактат «Ключи Марии», то поразимся энциклопедическим знаниям Есенина: тут и индийские «Веды», и древнерусская духовная «Голубиная книга», и Гомер, и Шекспир, и даже Маркс (и предсказание победы над его идеологией). А ему было тогда всего 23 года!
«Он не такой, как мы, он Бог знает кто…», – скажет о нем его отец. Ну, скажите, как могла его принять Ахматова в самые черные времена? Ведь он 1919 год назвал лучшим временем в своей жизни! А с Борисом Пастернаком ругался и даже дрался. «Но когда читал свою лирику или «Пугачева», так только бывало, ахаешь и подскакиваешь на стуле…», – вспоминал Пастернак. И неслучайно, когда писал «Доктора Живаго», хотел наделить главного героя есенинскими чертами.
Как вы думаете, что он больше всего любил? Больше жизни? Читать свои стихи! И всегда был сокрушительный успех. Вот представьте: 1924 год, разгар НЭПа, московская ночлежка, бандиты, воры, продажные женщины, в глазах – холодное любопытство, недружелюбие. И Есенин – франт, во всем заграничном, и, как всегда, шляпа, белый шарф. Вскакивает на первые попавшиеся нары и начинает читать «Москву кабацкую». Этим хотел купить их. Да не тут-то было! Бандиты и проститутки смотрят на Есенина мрачно, равнодушно, кто-то зевает… И вдруг Есенин останавливается и начинает читать совсем другие стихи – о судьбе, о чувствах, о матери, которая ждет своего любимого сына… Что стало с людьми в ночлежке? У всех расширились глаза, всхлипывали девушки в рваных платьях. Да что они! Прослезились бородачи. Им в их пропащей жизни не раз мерещились родная семья, близкие. Прослезился даже начальник уголовного розыска!
Стихи Есенина волновали душу и чекиста, и белогвардейца, увлекали и царицу Александру Федоровну, и Льва Троцкого, вызывали слезы у московских бандитов и у Василия Качалова, не говоря уже о простом народе.
А как он работал! Священнодействовал! Мыл голову, приводил себя в порядок. Когда усаживался писать, просил поставить на стол горячий самовар, который кипел все время. Чаю он выпивал много. Никогда Есенин не писал в нетрезвом состоянии.
Любил дружеские застолья, шутки, песни. Заражал всех своим весельем: «Шампанею! Чаю! Конфет, фруктов! Живо, Ванька, тащи тальянку. Я буду частушки петь!..». И пошло-поехало! Дым коромыслом, все ходуном…
Исаак Бабель, хладнокровный, прагматичный, и тот попал под влияние Есенина, принял участие в веселой пьянке, после чего не мог вспомнить, как попал домой, где его шляпа и кошелек…
Писатель Г. Леонидзе обомлел, когда Есенин вызвал его на дуэль. «Не волнуйся, будем стреляться холостыми, а газеты напечатают, что дрались Есенин и Леонидзе! Представляешь? Неужели тебя это не соблазняет?..» Или вот такой случай. Однажды сам позвонил Пильняку. Трубку взяла жена, так он ей: «Есенин умер!». Переполох, слезы, ругань, когда узнали. Так заклинал свою смерть…
Анатолий Мариенгоф писал в своей книге «Мой век. Моя молодость», что решение уйти из жизни стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колеса поезда, пытался выброситься из окна, перерезал вены… Он буквально искушал судьбу. Пронесло? Значит, еще поживем. Смаковался каждый его скандал, каждый его срыв… Однажды Есенин попросил написать о себе некролог. «Посмотрим, что они напишут обо мне! Увидим, кто здесь друг, а кто враг!..»
Мучился тоской, а потом эти минуты проходили, и его настроение менялось. За несколько дней до гибели ждал выхода собрания сочинений. Ждал до нервной дрожи! «И что ж, не дождавшись, в петлю?» – спросит С. Куняев в книге «Сергей Есенин». Не мог! Либо неудачная шутка, которая окончилась трагически, либо убийство, либо что-то произошло за два-три часа, от чего не было спасения… Но! Разбросанные вещи, разгром в номере гостиницы, исчезнувшие рукописи, ссадина на лбу, кровь на полу… Много вопросов даже у профессионалов. Следователь Э. Хлысталов много лет собирал материалы и написал книгу «Тайна гостиницы «Англетер». Его версия: Есенину помогли умереть.
Эту тайну поэт унес с собой. Личность его не поддается никакому анализу. Он был разный. Таким оставался в воспоминаниях современников. Кто-то называл «злобными» воспоминания А. Мариенгофа, кто-то вспоминал слова И. Бунина и Н. Бухарина… Какой он? Читайте его стихи!
Людмила Ильина, заведующая библиотекой №8