Недавно у нас в студии прошёл прямой эфир, посвящённый «доступной среде для инвалидов: ситуация на сегодня и что необходимо сделать». На нем присутствовали общественники, представители власти и инвалиды- колясочники.
Было сказано, что за последнее время для людей с ограниченными возможностями здоровья сделано многое. К примеру, “социальное такси” и установка пандусов практически у каждого объекта социальной и не только сферы. Кроме того, речь шла и о недочетах: монтаж пандусов проходит без контроля людей, для которых они предназначены. Вот в итоге  и получается, что воспользоваться конструкцией никто не может.

Мы решили провести эксперимент. В выходной день вместе с инвалидом первой группы Константином Бондаренко, который уже более 20 лет прикован к креслу, мы прошлись/проехались по “сердцу” города – от улицы Минаева до Законодательного собрания области. Вот маршрут:

9

Более подробно в видео:

Текстовый вариант:

… Сети продовольственных магазинов более ответственно относятся к инвалидам, чем власти…

Свою прогулку мы начали от улицы Минаева, 15. На маршруте у нас было несколько продовольственных магазинов, банки, министерство спорта и бесконечные барьеры в виде бордюров без соответствующих съездов. Константин, как человек подготовленный, с третьей попытки все-таки брал высоту и заезжал/съезжал самостоятельно.

В центре я исколесил все: “Пятерочки” и “Магниты” можно даже не смотреть – все свои пандусы они делают терпимыми. Туда спокойно можно заехать, коляска в двери проходит. Сети более ответственно относятся к этим вопросам, чем городские власти. Им самим это выгодно: бабульке с клюшкой удобнее зайти по пандусу, чем подняться по лестнице. В продовольственные магазины мы все ходим постоянно, поэтому они не будут терять никаких клиентов”, – отметил Константан.

Однако,  дойдя до улицы Кузнецова, он вспомнил одну типичную ошибку супермаркетов – парковочные места для инвалидов. К примеру, “Гулливер”: покинув автомобиль, инвалид упирается в бордюр. Чтобы зайти в магазин зачастую приходится двигаться по проезжей части и надеяться, что водитель его заметит.

“Вот “Россельхозбанк” нашего брата вообще не любит, – продолжает рассказывать Константин, – Ничего не предусмотрено. В головном офисе тоже всем на нас наплевать. Гранитный камень на входе крайне неудобен особенно зимой, коляска проскальзывает. Даже две ступеньки – уже скользко. Если вход преодолел, то дальше надо свистеть – все на втором этаже находятся. Кнопок нет,  но они ходят за плюшками в магазин – их можно подкараулить».

До регионального Министерства физкультуры и спорта на улице Александра Матросова нам пришлось добираться по проезжей части: съезды с пешеходной зоны оказались слишком высокими. Само министерство спорта  оказалось тоже недоступным: кнопка вызова находится в здании, а до нее две ступеньки. Человеку на инвалидной коляске без сопровождения попасть туда невозможно.

Проходя мимо подземного перехода на Минаева, Константин просто улыбнулся и пожелал оставить его без обсуждения, а вот “Сбербанку” напротив стеллы он дал положительную оценку:

Почти все “Сбербанки”, суды, супемаркеты хорошо подготовлены. Так же “Аквамолл”, “Версаль” и ‘Пушкаревское кольцо” могут быть примером».

Подъем вверх на улице Гончарова оказался для тренированного Константина несложной задачей, но ливневки создавали постоянный дискомфорт. Одна из давних просьб в сторону власти – оборудовать эти “впадины” решетками, тогда передвижение станет удобнее и колясочникам, и велосипедистам, и мамочкам с грудными детьми.

Пешеходная дорога на улице Кузнецова до Спасской, ремонт на которой проходил четыре года назад, можно сказать, проверку не прошла: С моей кроссовой подготовкой это еще терпимо, – отмечает Кнстантин. –  Но человек со слабыми руками этот участок не проедет. Либо будет двигаться исключительно по проезжей части“.

…Инвалиды не должны заниматься ни деньгами, ни трудоустройством, ни бизнесом…

По оценке нашего героя, самым жестким местом назван фонд по предпринимательству, там, “где должны давать деньги именно ульяновским людям”.

Инвалиды не должны заниматься ни деньгами, ни трудоустройством, ни бизнесом. Наше дело – сидеть, ковырять в носу и ждать, когда пенсию на 500 рублей в месяц прибавят. К сожалению, это подход, который имеет место быть у некоторых людей“.

Напомним, что Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области находится на улице Кузнецова, 10. Со всех сторон там – ступеньки, преодолеть которые могут не все, но и помощи от туда ждать не приходится.

Одноэтажное здание без звонков и камер, без поручней – даже для того, кто тащит тебя, они нужны. Обычно выходит охранник, который “по состоянию здоровья” помочь не в силах. Тут у человека на коляске только одно направление – вверх в сторону областного правительства. Без посторонней помощи вниз ты не спустишься. Хотя люди там отзывчивые. Наверное, это все крайне скудный бюджет и не выделение денег. Их можно помять… “, – подытоживает Бондаренко.

Двигаемся дальше по улице Кузнецова…

Банку ВТБ можно выдать грамоту за самое циничное отношение к колясочникам. Пандус есть, но под самым крутым углом. К тому же, двигаясь по нему, человек упирается в ограждение.

«Газпром межрегионгаз Ульяновск» и приемная Третьяка по какой-то причине вообще не оснащены пандусом, но это не говорит о их недоступности. Как нам рассказал Константин, туда можно попасть с торца здания, там с цокольного этажа есть лифт, с помощью которого можно доехать до пандуса, и таким образом добраться до любого этажа.

…Пандус и поручни у горадминистрации больше для красоты – стиль ампир черного цвета…

Пандус и поручни у городской администрации неправильные, – рассказывает Константин, подъезжая к зданию. – Держаться можно только с одной стороны, поручень квадратный, неудобный. Тем более они слишком высокие.  Это перила, которые не покрыли большим слоем пластика: руки и коляска проскальзывают, захвата как такового нет. Это красиво – стиль ампир черного цвета, но человек без подготовки не поднимется. Плюсом является отдельный съезд: не надо разворачиваться и крутиться обратно“.

Администрацию города, несмотря на все свои минусы, Константин назвал лучшей из всех государственных учреждений Ленинского района. К примеру, доступ к администрации Железнодорожного района – один из самых плохих. В эту же категорию относится РОНО на улице Спасская: “Решать вопрос по ребенку не представляется возможным: пандуса нет, есть заезд сбоку, но все в гору, при слабых руках – сложно”, – отмечает Бордаренко.

Образцово-показательной можно назвать налоговую в Железнодорожном районе. Это здание новое, там есть не только хорошо оборудованный заезд, но и туалеты для инвалидов и большие лифты. Ленинский мемориал является одним из самых доступных для инвалидов музеев области: пандус, лифт на все этажи, места много.

…Мы рождёны, чтоб сказку сделать былью…

К сожалению, даже для такого тренированного человека дорога к бывшему “Гражданпроекту” оказалась недоступной. Самостоятельно проехать на этом участке он не смог. А путь от “Авроры”, что на улице Спасская, в сторону суворовского училища, оказался тупиком.
Мы рождёны, чтоб сказку сделать былью”, – с этим многообещающим девизом Константин с нашей помощью спустился с бордюра-пьедестала и мы отправились дальше. Двигаться нам пришлось по проезжей части, благо в выходной день не было большого количества припаркованных авто, поэтому поднялись мы без проблем.

…Дороги для нас нет, есть тренировочный процесс…

Чтобы перейти дорогу на пересечении улиц Ленина и Спасской, пришлось сделать маневр: спуститься к переходу по направлению к Драматическому театру, там где мягче спуск, и по дороге ехать на нужный нам переход в направлении ДК “Губернаторский”. Немалым испытанием оказались трамвайные пути, которые довольно сильно выпирают над асфальтом.

Более неприятная ситуация произошла на бульваре Пластова, где перед переходом были ступеньки.

Нам сюда, но не сюда… Есть путь безопасный, а есть наш. Там лестница, а тут нет переходной дорожки. Придется спускаться с одной стороны и по проезжей части добираться до перехода. При этом мы создаем помеху для автомобилей“, – отмечает Константин.

Такая “недоступная среда” встречала нас до здания Законодательного собрания Ульяновской области: “Дороги для нас нет, есть тренировочный процесс. Сейчас я проеду, но подняться обратно будет сложнее. Цель вроде бы близка, но не так доступна как хотелось. Будем надеяться, что зимой тут будут чистить“, – рассказывает наш герой, преодолевая участок дороги вдоль заксобрания.

Подходя к зданию, пандус найти можно не сразу. Он скромно расположился с правой стороны. Выглядит, он мягко говоря, комично. Это лист железа, уложенный на ступеньки, с одной стороны есть поручень. Константин, как бравый солдат, с разгонки взобрался на него с третьей попытки.

Я считаю, что это не пандус. Если сравнивать мэрию и их, то, сами понимаете, первая значительно лучше. При значительной тренированности, настрое и не замерших руках на него можно заехать за минуту. Здесь, кстати, сидит Елена Леонтьевна Калганова – наш представитель (председатель Ульяновской областной общественной организации “Всероссийское общество инвалидов”).

Дальше на Карла Маркса.

Попытку заехать на пешеходную дорогу мы даже не делали. Константин еще в начале улицы Карла Маркса сказал, что до “Версаля” двигаемся по дороге, иначе никак, бордюр слишком высокий, спуститься нельзя. В остальном нареканий не было. Пандус и поручни вдоль торгового центра выполнены хорошо, только самый финальный спуск немного подвел. Видимо, поленились досыпать немного бетона.

4

На обратном пути мы заехали к Главпочтамт на улице Гончарова. Там имеется заезд, но узкий дверной проем не позволил продвинуться дальше.

…Самые отзывчивые – женщины. Они сначала делают, а потом думают…

Наш герой оказался очень общительным. За два часа прогулки он не только указал на плюсы и минусы безбарьерной среды, но и рассказал о некоторых особенностях ульяновцев.

Когда ездишь на коляске, стараешься быть крайне дисциплинированным пешеходом, быть примером во всем. Водители относятся с понимаем, если, например, загорелся красный, а ты не успел перейти дорогу, то тебя пропустят.

Первые на помощь всегда приходят женщины. Они самые отзывчивые. Есть у них такая особенность – сначала делают, а потом думают. Бабушка сама кое-как идет, но обязательно поможет. Мужчин всегда надо просить, сами не проявятся

…Поэтому мы чемпионы на паралимпийских играх – у нас вся жизнь тренировка…

Р.S.

Мы занимаемся спортом, просто передвигаясь по городу. Поэтому мы – чемпионы на паралимпийских играх – у нас вся жизнь – тренировка. Наверное, власти принимают какие-то программы, о нас родных заботятся, но мы об этом не совсем знаем. “Забота” есть, к примеру, раньше и этих пандусов не было. 

Хотелось бы, чтобы спрашивали нас, а не садились на коляску и проверяли. Мы все есть в картотеке, там есть все пароли и явки. Почему нас не зовут?! Непонятно.  Мы во всех этих отношениях открыты. 

Мы занимаем 5-4 место в Чемпионате России по баскетболу среди инвалидов-колясочников. Команда существует три с половиной года. Имеем бюджет у Аринахина, но не имеем там пандуса“, – подытожил баскетболист, бизнесмен, инвалид первой группы Константин Бондаренко.

_____________________________

Надеемся, что данную публикацию власти воспримут как руководство к действию. Тем более, что ульяновское сообщество инвалидов готово к сотрудничеству. Мы, в свою очередь, на одном материале останавливаться не будем. Центральная часть, по замечанию инвалидов, является самой доступной в нашем городе. Намного хуже дела обстоят в других районах.  Следующую инспекцию планируем сделать в Заволжском районе.