Операторы сотовой связи втихую списывают со счетов абонентов деньги за услуги, которые раньше были бесплатными. Так в условиях жесткой конкуренции они компенсируют, видимо, свои потери.
Начав пользоваться вторым мобильным телефоном, первый я оставил только для приема входящих звонков и с недавних пор стал замечать, как стремительно тает сумма на его счету. Абонентской платы тариф не предусматривал, поэтому разбираться отправился в офис сотовой компании. Там выяснилось, что мне подключена услуга «Вам звонили» с СМС-оповещением о пропущенных звонках и каждый день за пользование ею с моего счета списывается по 1,2 рубля. При этом совершенно не важно, имелись ли в этот день пропущенные вызовы или нет.
В ответ на мое недоумение сотрудник сотовой компании рассказал, что услуга стала платной с декабря прошлого года (до этого она оказывалась безвозмездно, о чем говорится в договоре на оказание услуг связи), а информационное сообщение о введении платы было опубликовано на… официальном сайте компании. Но кто посещает этот сайт и почему меня как потребителя не оповестили об этом тем же СМС-сообщением? Написав тут же заявление, я от сервиса отказался. Но получается, что за десять месяцев с меня взяли 360 рублей за услугу, которую я не заказывал и которая мне не нужна. А ведь абонентов – тысячи.
Подобные услуги сделали платными все операторы так называемой «большой тройки» (МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» – «Билайн») и некоторые другие компании. Цель понятна – в условиях жесткой конкуренции мобильные компании не могут повышать цены на услуги связи в открытую, поэтому незаметно для клиентов, но за счет них стремятся компенсировать свои потери, возникшие якобы из-за роста курса валют.
Как отмечают в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области, условия заключенного с пользователем услугами связи договора в части, касающейся тарифов (тарифного плана), порядка, формы и системы оплаты этих услуг, не должны противоречить требованиям, установленным в Правилах оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением правительства РФ от 9 декабря 2014 года № 1342. В документе, в частности, говорится, что не менее чем за десять дней оператор обязан уведомить абонента об изменении тарифного плана. Причем это касается как сотовых компаний, так и операторов фиксированной связи. Последние могут использовать для этого СМИ. А вот сотовые компании об изменениях в действующих тарифах должны информировать через СМС.
Сегодня довольно часто абоненты, подключившись к новому тарифному плану, со временем обнаруживают, что за связь стали платить больше. Дело в том, что, конкурируя, компании часто подключают новых абонентов к промо-тарифам, которые очень привлекательны, но действуют лишь в течение определенного количества времени. После окончания этого срока тарификация существенно меняется. При этом оператор опять же размещает информацию о прекращении действия такого тарифа лишь на своем официальном сайте. Так что, покупая SIM-карту, внимательно читайте договор на оказание услуг связи.
Ушла в прошлое посекундная тарификация. При этом расчет стоимости разговора теперь начинается, если соединение с другим абонентом было от трех секунд включительно. Исходную единицу для тарификации сможет определять сама сотовая компания, правда, она не может превышать одной минуты. При этом телефонные соединения продолжительностью менее трех секунд в объеме оказанных услуг телефонной связи учету не подлежат.
Если же вы задолжали за сотовую связь и вас отключили от услуг, то надо учесть, что возобновление связи после погашения задолженности может произойти только через три дня, а не мгновенно. Расторгнуть же договор с вами оператор сможет только через полгода после того, как вы прекратили использовать телефонный номер, чтобы на него перестали звонить.
Также среди новых положений обращает на себя внимание, прежде всего, требование к операторам предупреждать абонентов о том, что отправка СМС на ряд коротких номеров, которые арендованы у них третьими лицами, для абонента небесплатна, и уточнять тариф.
Ужесточается и ответственность сторон. Абонент теперь обязан информировать оператора связи о намерении прекратить использование услуг связи на срок, превышающий полгода. При этом сотовая компания обязана вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования клиента.
Николай Генин