Главрегионнадзор Ульяновской области разработал и активно внедряет программу повышения качества управления многоквартирными домами и предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений.

Целью программы является повышение эффективности управления многоквартирными домами на территории Ульяновской области. Проанализированы договоры управления и обращения граждан, проводятся «круглые столы» с руководителями управляющих организаций. Акцент на переформатирование работы как УК так и самой жилищной инспекции, которой надоело быть прослойкой между жителями и компаниями – пора начинать налаживать прямой диалог.

На данный момент Главрегионнадзор уже провел «круглые столы» с участием руководителей управляющих организаций во всех районах города Ульяновска. Наш корреспондент побывал на таком «круглом столе» в администрации Ленинского района. Лейтмотив всех встреч следующий: уважаемые УК, надо менять порядок работы, изменения в законодательстве к этому подталкивают, жить, как раньше, не получится.

Лицензия – не индульгенция
С введением лицензирования были внесены изменения в работу инспекции в той части, что после получения лицензии управляющей компанией над ней уже нельзя было осуществлять жилищный надзор. Многие УК восприняли это как «индульгенцию» от своих грехов. После успешной сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата руководители многих УК, что называется, откровенно расслабились и продолжили свою деятельность, ничего не меняя. И это сразу ощутили надзорные органы по заметно возросшему потоку жалоб от населения.

– Выдача лицензии – это было своего рода предложение управляющим организациям начать с чистого листа, забыть о прошлых грехах и начать работать по-новому, – комментирует главный жилищный инспектор Ульяновской области Татьяна КАРТУЗОВА. – На самом деле лицензия и квалификационный аттестат не снимают ответственности с УК, скорее, накладывают даже большие требования, которым надо соответствовать. Но мы видим, что некоторые компании с первого дня получения лицензии сразу начали накапливать, так сказать, отрицательные баллы в виде неисполненных предписаний. Хочу сказать всем руководителям управляющих организаций, что сейчас приняты изменения в законодательство, которые не просто не снимают с нас (с Главрегионнадзора – прим. ред.) полномочия по проведению проверок, но даже расширяют их. Сейчас мы уже можем проводить внеплановые проверки, причем, не только по жалобам от жителей, как это было раньше.

К тому же, наличие одного квалификационного аттестата лишь у директора УК – недостаточно для работы. В Заволжье уже есть пример компании, где ее директор, единственный обладатель аттестата, не так давно умер и оставил таким образом всю организацию без лицензии. Собственно, единственный обладатель аттестата даже в отпуск не может уйти, иначе вся компания лишится права управления жилым фондом. Это говорит о том, что квалификационный экзамен необходимо пройти и другим работникам УК, то есть законы и правила надо выучить и знать всем, а не только руководителю.

Протокол стал документом
В последнее время принято более 40 поправок в Жилищный кодекс РФ. Но, пожалуй, самое важное нововведение заключается в том, что протокол стал официальным документом, согласно ч. 1 ст. 46 обновленного кодекса.

– После проведения собрания в течение 10 дней инициатор обязан направить копии решений в организацию, которая управляет домом. Управляющая компания обязана в течение 5 дней направить копии нам – в орган государственного жилищного надзора. И у нас документы будут храниться в течение трех лет, – говорит Татьяна КАРТУЗОВА.

Кроме того, если в течение 3-х месяцев в инспекцию попадут два и более протоколов с решениями собственников по аналогичным вопросам, то это будет служить основанием для проверки. Это сделано для того, чтобы принять меры в случае подозрения на подделку решений общих собраний собственников. За подделку протокола отныне вводится уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ).

– Так, как раньше, у вас, уважаемые руководители УК, работать не получится, понимаете? – говорит начальник отдела надзора и лицензионного контроля за учетом, управлением жилищным фондом и раскрытием информации Алексей ЛАЗАРЕВ. – Сегодня слово собственника обрело законную силу.

Житель стал грамотным
Изменились не только законы, но и мы изменились. Сотрудники Главрегионадзора провели анализ обращений, которые к ним поступают от жителей, и отмечают, что заявители стали намного грамотнее, более «подкованные» и информированные. «Отфутболивать» такие грамотные обращения становится все тяжелее, так как люди изучили законы и научились их использовать.

– Анализ показал, что к нам в инспекцию жители обращаются чаще всего уже после того, как испробованы все варианты договориться с управляющей организацией напрямую, – рассказывает Алексей ЛАЗАРЕВ. – Вместе с тем мы отмечаем, что наши предписания выполняются компанией сразу же, не дожидаясь визита инспектора. Это понятно – УК не хочет получать штрафной балл, не хочет лишиться лицензии. Но зачем вообще доводить дело до того, что жители начинают писать обращения Президенту, если можно решить вопрос на своем уровне?! Это говорит о по-прежнему плохой организации работы УК с собственниками.

Главрегионнадзор рекомендует всем УК завести отделы либо выделить специалиста для работы с обращениями граждан.

– Уважаемые руководители и сотрудники управляющих организаций, развернитесь лицом к собственникам! Они являются заказчиками и получателями ваших услуг, вам нужно именно слушать их! – обращается Татьяна КАРТУЗОВА. – В Ульяновске есть компании, причем, немаленькие, у которых по 30 МКД в управлении, но мы о них в инспекции даже ничего не слышали, потому что на них не жалуются. А есть компании с двумя-тремя домами, на которые каждый месяц приходит по 30-40 жалоб. Таким УК надо срочно менять подход в своей работе с населением либо они очень скоро лишатся лицензии и уйдут с рынка.

Алексей Николаев