14 октября в Законодательном Собрании состоялось совещание комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, посвященное вопросу преобладания и распространения модели проведения капитального ремонта через систему специальных счетов. Провел совещание председатель комитета Геннадий Антонцев. В обсуждении приняли участие заместитель министра строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Сергей Носков, заместитель руководителя Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Алексей Лазарев, заместитель главы администрации города Ульяновска Алексей Чернов, руководитель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» Константин Долгов, директор ульяновского филиала ООО «РИЦ» Виктор Сакун, заместитель директора Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Елена Золотова, заместитель председателя Координационного областного совета собственников в жилищно-коммунальном хозяйстве Александр Потапов, юрист Григорий Каленов, директор МБУ «Контакт-центр при Главе города Ульяновска» Денис Седов, представители «Сбербанка России», ТСЖ и управляющих компаний.
В Ульяновской области собственники 457 домов выбрали спецсчет в качестве способа накопления взносов на капремонт, что составляет чуть более семи процентов от общего числа многоквартирных домов. Владелец 312 счетов – региональный оператор, 145 – ТСЖ и ЖСК. Собственники еще 31 дома уже приняли решение о переходе из «общего котла» на спецсчет. В Ульяновской области, в интересах собственников, срок перехода на спецсчет сокращен с двух лет до шести месяцев.
Как пояснил Геннадий Антонцев, в настоящее время у собственников помещений в многоквартирных домах практически отсутствует информация о возможности выбора, преимуществах и сложностях накопления взносов на капремонт на специальном счете, сроках и механизме изменения способа накопления. Кроме того, органами власти не всегда оказывается практическая помощь в решении вопросов, связанных с определенным способом формирования фонда капитального ремонта.
– Спецсчета – одна из опор системы капитального ремонта, и увеличение их числа сделает региональную систему капремонта более устойчивой, а деньги собственников гарантированно пойдут на ремонт конкретного дома. На уровне федерального правительства отмечается тенденция повышенного внимания к спецсчетам: в проекте стратегии развития ЖКХ до 2020 года намечена цель накопления на спецсчете в каждом втором доме страны. Однако, для достижения такой цели нужны еще и радикальные меры, которые пока не принимаются, – отметил председатель профильного комитета Законодательного Собрания.
По мнению председателя профильного комитета, сегодня существуют неравные условия для собственников, которые работают с региональным оператором и тех, кто работает со спецсчетом: различаются организационные, финансовые и законодательные модели. Например, при «общем котле» всю оргработу ведет региональный оператор, а при спецсчете эта работа (и её оплата) лежит на собственниках.
Кроме того, необходимо учитывать недавние поправки в Жилищный кодекс, ужесточающие требования к спецсчетам: если сборы на спецсчете составляют менее 50%, то надзорные органы могут потребовать перевода средств спецсчета в распоряжение регионального оператора. И такой риск увеличивается при задолженности по взносам на капремонт муниципальных органов власти за неприватизированные жилые помещения. На сегодняшний день также не определены суммы, которые муниципалитеты будут вносить за капремонт в 2016 году. При этом не решены вопросы кредитования владельцев спецсчетов и не разработан механизм страхования и индексации взносов. Очевидно, что при государственном софинансировании будет легче убедить собственника в необходимости и эффективности внесения средств на капремонт.
Участники совещания также отметили, что пока нет полной ясности по точному количеству в регионе специальных счетов, какая задолженность у муниципалитетов за капремонт перед владельцами спецсчетов, сколько стоит начисление платежей и выставление платежных документов. Поэтому сама тема спецсчетов сегодня нуждается в системной информационной поддержке и анализе. Для собственников должен быть доступен подробный алгоритм организации спецсчета, разъяснен механизм его работы, предоставлены все типовые документы, организованы консультации и обучающие семинары.
– Для увеличения доли спецсчетов, оказания практической помощи собственникам при переходе на спецсчет необходима, во-первых, эффективная система мониторинга. Однако такой системы сегодня не существует. Федеральная власть должна не только участвовать в софинансировании ремонта, но и разработать систему кредитования, страхования и индексации взносов по спецсчетам. Разговоры об этом ведутся больше года, но результатов нет. Все больше собственников понимают, что спецсчет дает определенные дополнительные преимущества в расходования и гарантии сохранности денег. Спецсчетов станет больше, если региональная и местная власть помогут собственникам и добросовестно исполнят свои обязанности, как владельцы муниципального жилья, – сказал в заключение Геннадий Антонцев.
Обсужденные проблемные вопросы найдут отражение в рекомендациях, которые будут выработаны по итогам совещания.
Аноним
Хозяин квартиры звонит в водоканал:
— Почему у меня из крана течет вода?
— А в чем дело?
— По счету, который мне прислали должен течь коньяк или, по крайней мере, текила!