Вместе со слухами о приходе питерских инвесторов в сферу общественного транспорта Ульяновска появилась надежда на давно перезревшие изменения в этой сфере.

Решать вопрос общественного транспорта нужно исходя из нескольких презумпций, отсутствие хотя бы одного из пунктов в логической цепочке загубит реформирование на корню. Итак, что это за пункты:
1. Система транспортного сообщения в современном её состоянии морально устарела  и не выполняет возложенные на неё функции: автобусы редки и неудобны, маршрутки ходят не по расписанию, нарушают установленные нормы и ПДД, не пригодны для использования инвалидами и другими маломобильными гражданами города. Сообщение в вечерние часы практически исчезает. Аэропорты отрезаны от городской транспортной системы. В целом люди, пользующиеся ульяновскими общественным транспортом, чувствуют себя некомфортно, а туристы переживают шок от увиденного в Ульяновске транспорта.
2. Городские власти много лет не способны решить существующую проблему общественного транспорта. Доверять им решение вопроса – не имеет смысла.
3. Интересы горожан и гостей города стоят выше интересов перевозчиков: все апелляции к интересам владельцев маршруток, транспортных предприятий, водителей и чиновников не должны учитываться при решении вопроса. При этом не надо запрещать и не уничтожать существующую систему. Нужно создавать новую.
4. Городская власть не захвачена группой частных лиц и работает в общественных интересах.
5. Городские чиновники и жители города верят в Стратегию развития города и хотят её реализации.
6. Необходимо создавать систему общественного транспорта лучше, чем в городах-конкурентах (Москва, Нижний Новгород, Казань и Самара), где есть метро и применяются различные типы подвижного состава и схемы управления (от ПАЗиков-маршруток Нижнего и ПАЗиков «Меги» в Самаре до больших автобусов Казани и Москвы).

Какие варианты решения проблемы можно обсуждать и реализовывать:

1. Пессимистический сценарий – «Наведение порядка» в существующей системе. Разработка расписания на все маршруты. Общественное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон, подписание соглашения о соблюдении расписания. Создание системы контроля соблюдения расписания, включая технические средства (с помощью мобильных приложений или системы ГЛОНАСС, камер видеонаблюдения на конечных остановках). Применение санкций за нарушение расписания перевозчиком вплоть до отстранения с маршрута. Создание горячей линии по качеству перевозок с размещением телефона во всех транспортных средствах. Создание публичного портала в сети Интернет – «жалобной книги», в которой будут содержаться разделы правил и норм перевозок и структурированные по этой схеме открытые обращения граждан по поводу нарушений и ответы чиновников по их устранению.
2. Базовый сценарий – «Самоизлечение». Он включает в себя основные элементы низкого сценария и является его вторым этапом. При наличном подвижном составе запускаются механизмы конкуренции между перевозчиками. Например, продаётся не маршрут, а конкретные рейсы из расписания по маршруту двум разным перевозчикам с чередованием их машин. Чтобы не было убытка: двум перевозчикам два маршрута. Или же на плохо работающие маршруты создать маршруты дублёры (например, 84а, или 85). Цена перевозок должна быть либерализована: для сдвоенных маршрутов указывается «коридор» (например, от 16 до 20 рублей), перевозчики сами выбирают режим и размер оплаты.
3. Сценарий развития – «Инвестиции: большие и малые».
В городе Ульяновске формируется инвестиционная площадка «Экспресс сообщения Ульяновска». Описывается задача – создать в 2016 году 6 маршрутов автобусного экспресс-сообщения между центром и районами города (и между районами города Заволжье-Засвияжье, Заволжье-Север по новому мосту) во временной период с 5-30 до 23-30 с интервалом 15-20 минут в часы пик и 30 минут – в остальное время. Ремонтируются дороги по следованию маршрута, создаётся оптимальный скоростной режим и режим работы светофоров, выделенные полосы, посты ДПС, остановочные павильоны и пр. инфраструктура. Запускается крупный инвестор, который организует перевозку на комфортабельных автобусах большой вместимости с площадками для маломобильных граждан и колясок по 6 магистральным направлениям. Новый перевозчик сам решает вопросы ценообразования (скидок, единого билета, зонирования, проездных, электронных карт, системы бронирования и пр.), обслуживания, выбора типа автобуса, контроля качества и пр. Главное условие к единому инвестору – увязка движения разных маршрутов между собой (для тех, кто делает пересадку). При этом старая система общественного транспорта и управления им сохраняется.
Для малых инвесторов создаётся инвестплощадка «Новые центры города»: создаются новые маршруты внутри районов (между микрорайонами, в новостройках), которые увязаны на крупные торговые центры («Аквамолл-Пушкаревское кольцо», «Метро», «Лента-Мегастрой» и пр.). Любой торговый центр может создать такой маршрут на условиях, что цены будут не выше установленной планки или бесплатными, а также при условии, что маршрут будет проходить через социальнозначимые объекты (детские сады, школы, учреждения здравоохранения). «Аквамоллу» можно разрешить сделать маршрут из-за Волги. Автобусы должны позволять поместиться в них людям с покупками. Эти маршруты синхронизируются между собой и экспресс-маршрутами.
4. Сценарий «Коммунизм на родине Ленина». Когда отомрёт старая формация перевозчиков и чиновников и будут созданы условия для превращения Гордумы и администрации Ульяновска в коммуну, возможно будет реализовать схему развития муниципального транспорта. Муниципальным предприятием будут закуплены комфортабельные автобусы, которые будут ездить по жёсткому удобному расписанию, снабжены системами контроля, завязанными на единый транспортный кол-центр, и получать финансирование из изобильного городского бюджета. Как учили нас земляк Ильич и его предтеча Карл, коммунизм возможно построить только пройдя переходный период, поэтому для современного Ульяновска, застрявшего в сфере транспорта в «проклятых девяностых» опасно сразу реализовывать коммунистический сценарий.