После Акшуата я поехал в Барыш. Здесь я остановился у пруда Макай. Он уже частично скован тонкой корочкой льда и вроде бы ничего особенного не представлял. Но любопытство толкнула меня на тропу вдоль пруда и, я совершенно не пожалел об этом. Через несколько сотен метров я добрался до дамбы.
Здесь, выйдя на берег, а почувствовал очарование этого места. Здесь пруд выглядит более объёмно, более величественно. Это действительно большой пруд, где есть и крупные карпы, и щуки. Но старинные полуразрушенные здания общежитий на берегу, некогда заполненных рабочим людом, почти совсем сгнившие мостки, по которым вряд ли кто рискнет наступать, наводят на грустное настроение. Это умирающий памятник умирающей эпохи…
И только плотина упорно низвергает мощные потоки воды. Этот бурящий поток завораживает своей силой и живостью, особенно на фоне почти закованного льдом пруда. И в этом и есть жизнь, несмотря ни на что…
Проскочив Измайлово, по грунтовым и насыпным дорогам я приехал в село Старая Измайловка. Предположительно в XVI веке бывший царский стольник Измайлов получает здесь земли, но они оказались совсем не прибыльными. Почва здесь была бедной, местность болотистой, а поэтому Измайлов занимался здесь преимущественно охотой.
По сути, новую жизнь село получило при создании в 19 веке в соседнем Измайлово суконных фабрик. «В середине 90-х годов XIX века по просьбе жителей окружающих сел, которые входили в приход Свято–Никольского храма с. Новая Ханинеевка, Николай Яковлевич Шатров вместе с почетными гражданами окружающих сел обратился к Симбирскому Преосвященному епископу Никандру с ходатайством открыть новый православный приход в с. Старая Измайловка. Сам Н.Я. Шатров выступил как меценат и строитель нового храма. В 1897 г. по благословению Симбирского Преосвященного в с. Старая Измайловка было окончено строительство каменного храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был построен в греческом стиле. Н.Я. Шатров приобрел для нового храма весь необходимый набор утвари и икон. Стены храма были украшены росписью. Для богослужения в дни двунадесятых и великих праздников для храма был приобретен дорогостоящий изящный набор утвари, использование которого придавало богослужению особую торжественность.»
Храм и сейчас стоит на окраине села. И, что совсем приятно, он уже восстанавливается.
А теперь я вернулся в сам поселок Измайлово и был совершенно очарован. Нигде в области я не встречал такое количество деревянных домов усадебного типа, которые перемешиваются с каменными постройками старинных фабрик. Совершенно странное ощущение: толи это дореволюционная Россия, толи послевоенная. В любом случае здесь остался ощутимый запах прошедшей эпохи. Полному погружению мешают лишь асфальтовые дороги и машины.
Ну и немного истории:
В XIX веке купец Я.Ф. Прибыловский здесь построил несколько предприятий :суконную мануфактуру и стекольный завод. Суконная мануфактура начала работу в 1845 году. В 1885 году Измайловскую суконную мануфактуру приобретает Николай Яковлевич Шатров и доводит производство со 150 тысяч аршин сукна в год до 1,5 миллионов аршин в год. На суконных фабриках изготовлялись грубые сукна, в основном армейские (шинельное, башлыковое, шароварное) и одеяла для армии и казенных учреждений. На фабриках губернии, в отличие от других фабрик России, осуществлялся полный цикл изготовления сукна, то есть от очистки и мойки шерсти до изготовления и отделки. «Высоким качеством отличались тонкие сукна Измайловской фабрики, здесь же выпускались сукна из мериносовой, простой и верблюжьей шерсти, которые сбывались в западных и южных районах России, во Владивостоке, Порт-Артуре, отсюда они шли в Китай. На Нижегородской ярмарке (1896 г.) эти сукна получили похвальный отзыв. Через посредников сукна продавались за границу, в т.ч. и армейские. В начале ХХ в. турецкие солдаты были одеты в форму, сшитую из сукон, изготовляемых на фабриках Симбирской губернии. Национализация всех суконных фабрик губернии произошла 15 октября 1918 года.»
В годы войны в районе Измайлово велись разработки торфяников. Доставка торфа осуществлялась на «полуторках» по 25 километровой дороге, проложенной по пескам.. После окончания войны, многие люди, работавшие на разработке торфяников, перебрались жить в Измайлово.
Кроме того, во время войны в Измайлово располагался эвакуационный госпиталь. А после её окончания, организовано мемориальное Братское кладбище советских воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях.
Статус посёлка городского типа — с 1938 года.
В центре поселка стоит новый деревянный Храм великомученика Георгия Победоносца. До этого в поселке церкви не было. Только в конце 19 века в д. Симоновка (на её месте и стоит Измайлово) при суконной мануфактуре Н.Я. Шатров построил часовню. Но она действовала недолго, после Октябрьской революции 1917 г. она была закрыта и вскоре полностью разрушена.
И только мае 1996 г жители п. Измайлово зарегистрировали в поселке православную общину. В мае 1996 г. Летом 2005 г. православная община поселка приобрела у ОАО «Измайлово» одно из исторических зданий поселка – бывшую гостиную фабриканта Н.Я. Шатрова постройки 1890 г. В течение года здание было оборудовано под молельный дом и с праздника Первоверховных апостолов Петра и Павла в 2006 г. в нем началось регулярное богослужение.
Интересна история и нового деревянного храма. Эта церковь находилось на территории Жадовского Мужского монастыря. В 2010 году там заканчивались работы по постройки нового каменного храма, а временную церквушку решили передать измайловцам. Постройку обшили доской-«вагонкой», благоустроили парковую территорию. Иконостас храма пополнили Святыми образами из порушенных церквей ближайших сел: Беликова, Ляховки, Старой Измайловки.
Внизу фото этого храма еще на территории Жадовского монастыря.
Но если честно, в Измайлово я был очарован прудами и так пожалел, что не появился здесь летом, Особенно меня впечатлил нижний пруд, где на фоне старинных цехов фабрики стоит вышка для прыжков в воду. Так пахнуло тридцатыми-пятидесятыми годами, когда все дружно сдавали нормы ГТО. Я много ездил по области, но такого объекта не встречал нигде !!! И хотя видно, что и ступеньки посыпались, а может и пруд уже обмелел, но так хочется, чтоб вот это сохранилось. Это такой же памятник истории, как и сама фабрика Шатрова. Да, это советская эпоха, но , по мне, эта вышка более интересна многочисленных одинаковых памятников Ильичу.
Дорога вела меня в село Новая Ханинеевка, главной достопримечательностью которого является каменный храм, построенный в изысканном русско-византийском стиле.
Церковь была заложена в 1885 году была Однако, из-за болезни попечителя, строительство было приостановлено, и вновь начато только в 1890 году на всенародные пожертвования, а также на пожертвования фабриканта Шатрова и прокурора Священного синода Победоносцева. В 1898 году храм был освещен во имя Святителя и Чудотворца Николая, а близ храма был возведен каменный молитвенный дом, для проведения Богослужений в зимнее время. В 1937 году церковь была закрыта, последний ее священник зверски замучен.
Более шестидесяти лет храм был в запустении, и местные жители начали потихоньку разбирать его по кирпичику. В 1990 году в селе появился священник Игорь Ваховский, который и занялся восстановлением погибающей церкви. Поскольку не реставрацию денег не было, отец Игорь пошел на хитрость: он выдвинул свою кандидатуру в депутаты от Ханинеевки в противовес местному бизнесмену. Почувствовав серьезную угрозу своим амбициям, коммерсант «откупился» от батюшки, выделив средства на ремонт храма и оказав помощь с передачей приходу сельского клуба. В здании этого клуба, бывшего до революции молельным домом, был образован дом милосердия, для проживания женщин преклонных лет, в котором их бесплатно обеспечивают их питанием, необходимыми вещами, духовной и медицинской помощью. Так, небольшая хитрость помогла не только спасти один из красивейших храмов нашей области, но и помогла десяткам одиноких стариков выжить и достойно существовать.
В 90-е годы храм был переименован в честь пророка Божьего Илии.
11 июля 2013 г. указом Преосвященнейшего Филарета епископа Барышского и Инзенского при храме организовано архиерейское подворье. Теперь это Архиерейское подворье храма Николая Угодника.
Я был здесь многократно и был приятно удивлен, что храм обзаводится новыми куполами, территория очищена. Чуть не уничтоженная церковь вновь заблистала в былой красоте. Одно мне немножко жаль – прудик у храма хотят обнести забором. Скоро нельзя будет сфотографировать отражения храма в воде.
На последнем фото – храм пару лет назад.
И вот дорога ведет меня в Жадовский монастырь. Основан он был ориентировочно в 1714 году на месте явления в источнике Чудотворной иконы Казанской Божией матери (в XVII веке). Жадовской Богородицкой пустыни досталась нелегкая судьба. Несмотря на все старания братии, в 1764 году пустынь была упразднена, как малозначительная, а в 1817 упразднили и храм. Только в 1846 году пустынь снова начала возрождаться, и к моменту революции 1917 года она стала центром православия Карсунского уезда.
Пришедшие к власти большевики, не сразу стали преследовать монашескую братию. Только в середине 20-х годов, начались притеснения: пустынь душили налогами, отобрали скот и землю, запретили проведение крестных ходов, но крестьяне по-прежнему помогали монахам и искали заступничества в Святом месте. Терпению властей пришел конец, и в 1927 году Богородицкую пустынь закрыли. По некоторым данным управляющий, архимандрит Каллист и двое монахов были расстреляны, а остальные арестованы. Досталось и монастырю: почти все постройки были разрушены, главный храм снесен до основания, а само место закатали в асфальт. Сохранились лишь две башни, часть стены с въездными вратами, да три двухэтажных каменных здания, в которых располагались совхоз-техникум и магазин.
Только в октябре 1994 года было получено патриаршее благословение, а в 1996 году состоялось открытие Жадовского монастыря во главе с наместником игуменом Агафангелом. За этот недолгий срок было многое сделано: появились подсобное хозяйство, автопарк, баня, трапезная, крестильная, были реконструированы водопровод и канализация, а на месте бывшего главного храма теперь возвышается красавица-церковь в честь Казанской Божией Матери. Вернулась в монастырь и Жадовская Чудотворная икона Казанской Божией Матери, обустраивается новая купальня на Святом источнике.
Я много раз был в монастыре. Но на сей раз меня ждал сюрприз: в храме была Чудотворная икона Святой Матроны Московской. Сфотографировать её не удалось – не у кого было спросить благословения.
Еще мне очень понравились вполне простые житейские вещи: Декоративная капуста, растущая, как цветок, Монастырский кот, который так лез ко мне ласкаться, что почти не успевал его сфотографировать. В общем, всё это дало какой-то живой заряд позитива на дальнейшую дорогу.
Впрочем и выпитая водица из святого источника слегка притупила усталость и боль.
Окончание путешествия опишу позже…
Людмила
Дмитрий,спасибо за ваш очерк, так тонко подчеркнуть наши исторические места
Аноним
Очень скудно. К истории района весь этот церковный новострой имеет не главное отношение.
marinachernosh1
Наша Родина!!!И как бы нам хотелось ее восстановить и отремонтировать…