Главные вопросы в связи с катастрофой самолета «А-321» на Синайском полуострове в Египте, унесшей жизни 224 человек, преимущественно граждан России, по- моему, следующие: кто и за что?
Наибольшие усилия федеральные телеканалы сосредоточили на том, чтобы увести внимание россиян от основной версии этого ЧП. В день катастрофы, 31 октября, упор был сделан на технической неисправности лайнера. Потоком пошли сообщения: самолету 18 лет; в офисе компании «Когалымавиа», эксплуатировавшей его, произведены обыски, как и в аэропорту «Курумоч» (Самара), откуда самолет прилетел в Шарм-аль-Шейх; в аэропорту Шарм-аль-Шейха, где «А-321» заправился перед вылетом в Санкт-Петербург, взяты пробы топлива; использование этих самолетов в «Когалымавиа» приостановлено, и так далее.
В это время было уже известно, что тела жертв катастрофы разбросаны по очень большой территории, а хвост аэробуса найден в пяти километрах от обломков фюзеляжа. Ни хвост, ни пассажиры от удара самолета о землю отлететь на такое расстояние не могли, и очевидно, что «А-321» развалился в воздухе. При этом произошло все настолько быстро, что экипаж не успел не только связаться с египетскими авиадиспетчерами, но и подать сигнал SOS. То есть – мгновенно. Однако телеканалы продолжали твердить, что теракт маловероятен. Самолет летел на высоте 11 км, и та ракета, которыми вооружены террористы, достать его не могла.
И лишь один раз за 31 октября и 1 ноября промелькнул чей-то комментарий, что речь может идти о «внешнем воздействии» в виде какого-то взрыва на борту, конкретно – в хвостовой части самолета. Позже на эту же версию указали на пресс-конференции сотрудники «Когалымавиа», подчеркнув, что самолет был в отличном состоянии и находился в середине своего «жизненного цикла», экипаж опытный и прекрасно подготовленный. И в лайнере нет такого выхода чего-либо из строя, двигателей ли, других ли каких-то систем, чтобы это привело к мгновенному развалу машины. Помятый в начале 2000-х хвост был капитально отремонтирован, а фактически – сделан заново, на заводе во французской Тулузе. Испытания на усталость металла были проведены в 2014 году.
Любопытно, что эту информацию тут же раскритиковал представитель Росавиации, назвав выводы «Когалымавиа» преждевременными. Но почему все они так этой версии (о теракте) боятся? В другое время они с радостью бы списали все на террористов, но сегодня их появление в деле может означать лишь одно – ответ на бомбардировки занятой противниками Башара Асада сирийской территории. И еще это означает новую реальность, в которой оказалась Россия. До сих пор она не была объектом лютой ненависти исламского мира, теперь же им стала. Те, кого наша авиация бомбит в Сирии, будь то террористы или политические соперники Асада, являются суннитами по вероисповеданию, борющимися с алавитским режимом. Сунниты – и в Египте, и в Саудовской Аравии, и в Иордании, и в Турции, и в самой России. И это, ко всему прочему, межрелигиозная война, в которой Россия встала зачем-то на сторону алавитско-шиитского меньшинства исламского мира. И боятся наши того, что жертвы авиакатастрофы могут быть восприняты как результат сумасбродного вторжения России в Сирию и как жертва, принесенная сирийскому диктатору Асаду. Именно так, кажется, многие это и восприняли.
Юрий Кашинский