Дальнобойщики недовольны введением платы за проезд по федеральным трассам.
К акции протеста, которая охватила вчера сразу несколько регионов страны, присоединились сотни водителей грузовиков и фур.

Свой протест дальнобойщики выразили, выстроившись колоннами на обочинах трасс в Подмосковье, Новосибирске, Красноярском крае, Ульяновской области, Краснодаре, Волгограде и других регионах страны. При этом у машин были включены световые сигналы аварийной остановки.

В Ульяновске к дальнобойщикам присоединились и водители легковых автомобилей – представители малого и среднего бизнеса, которые считают, что они тоже каким-то образом пострадают от введения платы за проезд по федеральным дорогам, хотя это должно коснуться только большегрузов.

С 15 ноября в России должна заработать система взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Единственным оператором системы контроля является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС).

Перевозчики считают, что такой сбор приведёт к повышению себестоимости услуг по транспортировке грузов автомобилями и повышению цен для заказчиков. Что, в свою очередь, крайне отрицательно скажется на всём бизнесе. Ряд крупных ассоциаций грузовых автоперевозчиков обратились к главе правительства с просьбой отменить плату за проезд на год, заявляя, что её введение приведёт к росту себестоимости перевозок на 15–20% и ускорит инфляцию.

Размер платы, к слову, стал предметом жарких споров в министерствах и ведомствах. Изначально планировалось, что за каждый километр пути по федеральной дороге общего пользования дальнобойщики будут платить 3,5 руб., затем тариф был увеличен до 3,73 руб. При этом Минтранс предлагал 3,06 руб. за километр, а Минэкономразвития, в свою очередь, выступало за 0,97 руб. (0,64 руб. для компенсации платы концессионера системы взимания платы – РТИТС, остальное – для пополнения Дорожного фонда).

Во вторник, 10 ноября, на сайте кабмина был опубликован компромиссный вариант – тариф системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн при движении по федеральным трассам общего пользования до 29 февраля 2016 года будет установлен на уровне 1,53 руб. за километр пройденного пути, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го тариф будет установлен на уровне 3,06 руб.

Как говорится в постановлении правительства, «принятые решения позволят создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом».

В большинстве регионов, где проходили акции протеста, были отмечены серьёзные затруднения движения. Сотрудники госавтоинспекции не мешали дальнобойщикам выражать своё мнение, дополнительные экипажи прибывали для обеспечения общественного порядка.

Вчера же стало известно, что штрафы за неоплаченный проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам с 15 ноября будут взиматься только в Московской области. На остальной территории страны штрафовать неплательщиков начнут с мая 2016 года, сообщил замминистра транспорта Евгений Дитрих.
«На территории Московской области система контроля полностью развёрнута, и с 15 ноября она заработает в боевом режиме», – подчеркнул он.

По мнению Евгения Дитриха, многие грузоперевозчики оказались не готовы к вводу системы, несмотря на масштабное информирование о начале её работы с 15 ноября и необходимости прохождения регистрации. «Мы видим, что пользователи откладывают регистрацию в системе на последний момент без объективных причин», – заявил он.

Всего на территории Московской области установлено 20 рамок контроля. В целом система предполагает строительство 481 рамки контроля по всей стране до середины 2017 года, а также выход на трассы 100 автомобилей мобильного контроля.

При этом штрафы за неоплату проезда установлены для юридических лиц на уровне 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. – за повторное нарушение. Для индивидуальных предпринимателей штраф составит 40 тыс. руб., за повторное нарушение – 50 тыс. руб.

Тем временем водители большегрузов не исключают, что 15 ноября акция протеста может перерасти в полномасштабную забастовку.

Елена Александрова