Почти через три недели после катастрофы российского аэробуса «А-321» над египетским Синаем, унесшей жизни 224 человек, власти признали, что самолет погиб в результате теракта.

Все это время наши чиновники темнили и виляли, явно не желая признавать, что к авиакатастрофе причастны террористы. И если бы была возможность скрыть этот факт, они бы его, вероятно, скрыли. С помощью египетской стороны, у которой был свой интерес в неразглашении истинной причины трагедии. Но в состав комиссии по расследованию катастрофы вошли представители третьих стран. Эксперт из Франции сообщил СМИ, что рас- шифровка речевого самописца прояснила картину и не оставила сомнения в том, что на борту «А-321» взорвалась бомба, и лайнер развалился еще в воздухе, чем объясняется большой разброс по земле обломков самолета и останков его пассажиров.

Затем Каир дал согласие на участие в работе комиссии специалистов из США. Через пару дней после этого уже американский президент Барак Обама обнародовал версию о бомбе как основную и фактически единственную. Российское телевидение, однако, замолчало и информацию французского эксперта, и заявление Обамы. А потом, 13 ноября, произошли страшные теракты в Париже, которые, увы, помогли Москве выйти из положения, заглушив трагедию с нашим самолетом и облегчив признание, что ее виной действительно был теракт: на обломках лайнера и на багаже найдены следы взрывчатки.

Теперь тон наших властей резко изменился. Было заявлено, что организаторы и исполнители теракта будут найдены и наказаны, где бы они ни находились. За информацию о них назначена награда в 50 миллионов долларов. Удары по Сирии же, местью за которые и был взрыв «А-321», будут усилены и ужесточены.

В итоге и в головах, и в жизни установился полный хаос. Очевидно, что авиабомбами терроризм не уничтожишь. Атаки по целям на земле приведут лишь к его расползанию по сопредельным территориям. Включая Россию, в которую попасть радикалам куда проще, чем в Европу и особенно в США: наши южные границы практически открыты, и гражданам среднеазиатских республик не нужны даже въездные визы. Можно добиться затишья в Сирии и какого-то временного успокоения ее президента Асада и укрепления его власти, но к безопасности России и россиян это не будет иметь никакого отношения.

Невозможно терроризм победить и «пряниками», ведь существует такой взгляд, что это все от бедности, от неудовлетворенности жизнью. Совершившие злодеяния в Париже были гражданами Франции и Бельгии, стран с высоким уровнем жизни и высокой социальной защищенностью. Не помогло, поскольку корень бесчеловечности – в религии и еще в так называемом патриотизме, которые разделяют страны, народы и конфессии и в конечном итоге радикализируют носителей того и другого. Ведь на убийства идут не во имя других людей, а во имя либо ложно понятого Бога, либо «родины». Публицист Александр Невзоров считает, например, что до тех пор, пока религии (всякие) остаются частью общественной жизни, покоя на Земле не будет. Но смогут ли правительства государств мира прийти к консенсусу по поводу деклерикализации жизни своих народов? Боюсь, что нет – даже ввиду смертельной опасности для человечества.

Юрий Кашинский