Именно так, как Космос, определял главное дело своей жизни выдающийся русский актер Борис Александров (1949-2010), книга о котором недавно увидела свет.
Его, народного артиста России, лауреата Государственной премии России,лауреата нескольких всероссийских актерских премий, уже пять лет, как нет с нами. Весь свой талант мастер посвятил сцене одного единственного театра – Ульяновского драматического. Занимался с подрастающим поколением в любительской студии «Драм», преподавал студентам на актерском отделении в УлГУ.
Он ушел, но остались его ученики. Ежегодно они проводят посвященный Учителю театральный фестиваль «Александровский сад». Один из его воспитанников
– Алексей Храбсков – из рецензий на спектакли, где играл артист, и из интервью с ним составил книгу «Борис Александров». Алексеи, кстати, тоже играет в Ульяновском драмтеатре и тоже преподает будущей актерской смене в УлГУ.
За свою 38-летнюю актерскую жизнь выпускник ГИТИСа Александров воплотил на сцене добрую сотню персонажей. И какие это были роли! Виртуозно сыгранные – «на грани» смешного и трагического, психологически выверенные, через душу и сердце пропущенные: Яу в спектакле «Шлюк и Яу», Шут Фесте в «Двенадцатой ночи», Призрак отца Гамлета в «Гамлете», Генрих в «Генрихе IV», Император Павел в «Павле I»… Воистину коронной ролью Александрова стал Король Лир – вершина в мировом театре и в его собственной актерской судьбе. Именно она завершила его театральную карьеру и человеческую судьбу.
В своем предисловии к сборнику Алексей Храбсков делится личными впечатлениями от общения с Борисом Владимировичем. Вот один из фрагментов: «…никогда не забуду момент, когда он получил звание народного артиста. Тогда мы встретились в курилке, я поздравил его, а он опять же со своей лукавой улыбкой говорит: «Хочешь, Храбсков, расскажу, как стать народным артистом?». (…) «Значит, так: живешь каждый день с радостью, занимаешься любимым делом, да еще и получаешь за это зарплату, а через несколько лет тебе дают народного артиста…».
И еще об Александрове: «Никогда никаких осуждений, сплетен, неприятных слов в чей-то адрес. Всегда желание понять, оправдать, помочь, раскрыть, создать, найти общий язык. Будь у него свой театр, я уверен, все его ученики отдали многое, чтобы поработать с ним. Он притягивал к себе, как магнит. Единственное, чего он не мог терпеть, так это халтуры. Не в смысле самодеятельности, неумения, непрофессионализма, а в смысле равнодушного отношения. Когда творчество не цель, а средство».
А вот мнение об артисте его режиссера, легендарного худрука Ульяновского драмтетра Юрия Копылова, тоже, увы, ушедшего в мир иной. В своей книге_ «Жизнь одного театра (записки’ режиссера)» он так оценивает Бориса Владимировича: «Дорога Александрова не всегда была усеяна «розами и лилиями». При неординарных данных и при резких «скачках судьбы», свойственных его острой и иногда слишком непредсказуемой нервной системе, возможно, результат жизни был бы другой, если бы не огромное чувство любви к своему делу – театру – и, конечно, гигантское самолюбие, которое вытаскивало и направляло его на выбранном пути. И рядом с нами, в нашем общем театре, вырос артист самого высокого художественного вдохновения. Самостоятельный художник, который одним своим присутствием облагораживал смысл дела. (…) В нем было что-то родственное с самыми большими артистами его времени. (…) Он мог унести зрителя в недосягаемую высь – и тут же сбросить в самую глубину отчаяния. Удивительный трагический талант и не менее удивительная судьба артиста и человека, в полной мере «сделавшего себя».
Ирина Морозова