Система выделения муниципальной земли под нестационарные торговые объекты (НТО) уже давно имеет ряд претензий со стороны общественников и юристов. Один из таких споров недавно разгорелся в социальной сети между председателем комитета по развитию предпринимательства Павлом Антоновым, независимым юристом Константином Толкачевыи и общественником Александром Брагиным. Двое последних настаивают на том, что существующая система коррумпирована и создает искусственную монополию. По их мнению, конкурсный отбор проходит по абсурдным критериям с нарушением норм законодательства.

На прошлой неделе председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска Павел Антонов сообщил о проведении конкурса по местам ёлочной торговли. Всего на 45 мест по 42 адресам было подано 126 заявок. В итоге предприниматели, которые не прошли отбор, торговать ёлками в на муниципальной земле не имеют право.

1

3

Специальная конкурсная комиссия, состав которой утвержден постановлением главы администрации Ульяновска, оценивала кандидатов по 4 факторам: наличие проекта торгового объекта, информации о внешнем виде продавца, о качестве обслуживания населения и предполагаемом уровне зарплаты наёмных работников.

10
На обвинения об искусственной монополии Антонов ответил, что “это разумные ограничения”. Кроме того, председатель комитета сообщил, что исполнение конкурсных требований проверяется: “Если выявляются нарушения законодательства, составляется административный протокол”.

“Никакой искусственной монополии тут нет. Есть порядок, есть федеральный закон №381, есть на основании этого закона 47 приказ Минсельхоза, есть постановление о рабочей группе, состав которой утвержден постановлением главы администрации Ульяновска. Суть в том, что, грубо говоря, решения принимает сам бизнес.
На основании этих трех документов мы и работаем. По фактам, по которым мы принимаем все наши решения, споры были неоднократно и в судах, и прокуратуре, и в ФАС, но пока нет ни одного решения не в нашу пользу”, – прокомментировал Павел Антонов. 

По словам независимого юриста Константина Толкачёва, прошедший конкурс по местам ёлочной торговли демонстрирует нарушение норм законодательства и абсурдность критериев отбора.

“Проведенный конкурс не соответствует никаким законным процедурам. Более того, нет никакого муниципального акта, который определял бы алгоритм проведения такого конкурса. Такой алгоритм мог бы позволить сделать эту процедуру открытой, гласной и публичной, что автоматически позволило бы предпринимателям, которые не победили в конкурсе, защитить свои права в административных и судебных органах, – говорит Толкачёв. – В данной ситуации сделать это будет очень трудно: ведь сам Комитет определил критерии, по которым неизвестная никому комиссия решает, кто будет торговать ёлками. И все эти критерии не просто субъективны, а, безусловно, коррупционны. Победитель конкурсной процедуры определяется по одному главному фактору – цене.  Мы видим, что среди критериев, определенных Комитетом, такого фактора вообще нет. А все критерии, которые опубликовал в своем блоге  Павел Антонов, вообще никак не связаны с экономикой, они связаны только с субъективной оценкой заявок комиссией. Это и есть создание монополии на «маленьком» примере – искусственные барьеры, создание властных привилегий”.

У руководителя экологической палаты региона Александра Брагина много вопросов не только именно к этому конкурсу, а в целом к механизму согласования и выдачи земельных участков под нестандартные торговые объекты: “Почему людям отказывают, говоря, что причина – зеленые насаждения или теплотрасса, но через неделю-две на этих же участках появляются точки, но других предпринимателей? Например, проспект Ульяновский: одним отказали, а пекарни №1 дали разрешение на землю размером более 150 кв.м. Там проходит теплотрасса, маленький киоск в случае аварии можно краном переставить, а этот нет. Нарушаются и противопожарные нормы. По моему мнению, уже давно пора менять процедуру и проверять этот комитет на коррупцию. Руководитель может наложить вето и публично заявить о нарушениях, но он этого не делает”.
11

12