- состояние инфраструктуры и среды для работы средств массовой информации (10 индикаторов);
- влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ (10 индикаторов);
- уровень доступа к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию (11 индикаторов);
- состояние самих СМИ (11 индикаторов);
- состояние медиаконтента (8 индикаторов).
Индикаторы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, специально собранных для исследования фонда «Медиастандарт» статистических данных, собранных различными организациями (агентство Standard&Poor’s, Ассоциация независимых региональных издателей, Ассоциация распространителей печатной продукции, проект «Госзатраты»), экспертных оценок и массового социологического опроса во всех регионах России (опрошено 34 000 человек).
По результатам исследования все регионы разделены на четыре группы:
- рейтинг А присвоен лишь восьми регионам с положительным состоянием института массовой информации; лидеры – Москва, Санкт-Петербург.
- рейтинг B присвоен 31 региону с удовлетворительным уровнем института массовой информации; лидеры группы – Московская, Тюменская, Челябинская области.
- рейтинг C присвоен 37 регионам с неудовлетворительным состоянием института массовой информации; шесть регионов-лидеров; Крым и Севастополь оказались в группе С, но выведены за рамки общего рейтинга из-за недостатка сопоставимой статистической информации (запросы аудитории в Севастополе на уровне А, в Крыму – на уровне D).
- рейтинг D присвоен девяти регионам с критическим уровнем состояния института массовой информации.
«Исследование показало, что только в 39 регионах наблюдается достаточный уровень для полноценного функционирования института массовой информации, – заявил директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. – В большинстве же регионов в лучшем случае развиты отдельные аспекты института массовой информации, а в некоторых состояние института вызывает большие опасения».
По словам Казьмина, особый интерес представляют результаты массового опроса. В ходе исследования опрошено от 300 до 500 респондентов в каждом регионе, представляющих население каждого субъекта РФ. Среди вопросов – критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, особенно интернету и ТВ, доверие к местным и региональным медиа.
В каждом регионе большинство населения все-таки доверяет местным и региональным медиа, рассказывает Казьмин. Наименьший уровень – в Ингушетии (52% доверяют), Дагестане (58%), Москве и Карелии (59%), а в лидирующем по этому показателю Ямало-Ненецком округе региональным СМИ доверяют 84% респондентов. При этом в некоторых регионах зафиксирован высокий уровень критических настроений к получаемой информации, отмечает Казьмин: то есть люди либо не верят ей и пытаются проверить в других СМИ, либо стараются получить альтернативную точку зрения. Например, информацию из региональной прессы проверяют в интернете. Среди лидеров по критическому отношению к получаемой информации Санкт-Петербург (48% респондентов), Москва (46%) и Калининградская область (44%). Это регионы с рейтингом А. Меньше всего людей, стремящихся перепроверять информацию и получать ее из разных источников в Чечне (24%), Чукотской автономной области (26%) и Республике Тыва (27%).
В лидерах по потреблению новостей из интернета оказались регионы с разным уровнем развития медиасферы: Ивановская область (81% ежедневно пользуется интернетом более 1 часа), Калмыкия (80%) и Санкт-Петербург (78%). При этом не прямой обратной зависимости между потреблением интернета и телевидения: тот же Санкт-Петербург находится на 83 месте по смотрению телевидения, а вот Ивановская область – на 4 месте и по этому показателю. По разнообразию потребляемых медиа (телевидение, радио, пресса и интернет каждый или почти каждый день) лидируют Ямало-Ненецкий автономный округ (60% респондентов), Москва (57%), Санкт-Петербург, Свердловская область и Севастополь (56%).
По словам Казьмина, фонд «Медиастандарт» планирует ежегодно обновлять Индекс развития медиасферы, а также корректировать его в оперативном режиме с учетом важнейших событий, однозначно влияющих на состояние института массовой информации в том или ином регионе.
С результатами исследования по каждому российскому региону можно ознакомиться на сайте Комитета гражданских инициатив по ссылке: http://komitetgi.ru/projects/2020/
Контакты: Дмитрий Казьмин, директор фонда «Медиастандарт», mstandard@komitetgi.ru, +7(910)4343654
ВАЖНО: внутри групп регионы отсортированы в алфавитном порядке, в группы В+ и С+ входят регионы, которым до переходам в следующую группу (соответственно, А и В) не хватает одной ступени в одном частном индексе. Группа А+ состоит из регионов, у которых все частные индекса на уровне a.