Для того, чтобы доехать от Ульяновска до поворота на Карсун, ныне требуется не менее трех часов. Причина — многокилометровая пробка на трассе «Ульяновск-Сурское», которая уже стала для многих привычной за последние полгода, в течение которых ведется ремонт дороги. Ожидать улучшения ситуации не приходится — ремонт, который должен был закончиться к ноябрю, на деле кое-где только начали.
«Пошли туда кого-нибудь, он там, за развилкой, не справляется» – кричит в рацию дорожник в сигнальном жилете недалеко от выезда из Баратаевки, нервно махая жезлом. За его спиной — многокилометровая пробка. Водители привычно ждут момента, когда откроется проезд — вот уже несколько месяцев движение на почти десятикилометровом участке трассы реверсивное.
Из рации доносится отборный мат — второй «регулировщик», который пропускает встречных за некой развилкой, жалуется, что не может совладать со спешащими водителями.
«Завтра должны уже асфальт класть»
К разговору присоединяется еще один дорожник с жезлом. Быстро выясняется, что мы умудрились остановиться ровно на границе двух вотчин — ближе к городу дорогу ремонтируют некие «чуваши», а от выезда из Баратаевки и далее — «ханты». Что за «ханты», ясно из желтого придорожного щита с информацией и ремонте: «подрядчик — ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой». С «чувашами» тоже понятно — небольшой участок от вотчины «хантов» до города ремонтируют дорожники из Чувашии.
«Завтра должны уже асфальт класть» – рапортует представитель «чувашей». Вахтовик от «Ханты-Мансийскдорстроя» машет рукой в сторону вереницы проезжающей мимо дорожной техники – «брошу сейчас все, да пойду в общагу!»
«Когда поедем?» – из автобуса «Алатырь-Ульяновск» выходит парень в линялом камуфляже. «Скоро». Больше из автобуса не выходит никто — за полгода с момента начала ремонта к пробке все привыкли.
Около двух недель назад москвичи все побросали и уехали.
«Хант» снова кричит в рацию: «что там у вас!». В ответ только треск — развилка молчит. «Что там, мужик?»
Проблемная развилка — это еще одна граница. На этот раз между «хантами» и «москвичами». Около двух недель назад «москвичи» «все побросали и уехали». Теперь «в их вотчине» пытаются обжиться «пензяки».
«Без особой нужды теперь вообще здесь не ездим»
Трогаемся. Десять километров за полчаса – вот она, развилка. За ней опять желтый щит: «ремонт участка дороги… осуществляет ООО «Автодорстрой». Ниже подписаны контакты, включая и мобильный телефон ответственного. Телефон оказывается отключенным, а единственная полоса нового асфальта сменяется разбитой тропой между двух ограждений. Опять реверс — свет фар встречных виден до горизонта. Мимо бесконечным потоком тянутся фуры — их средняя скорость по ямам не выше 10 километров в час. Легковых очень немного – «без особой нужды теперь вообще здесь не ездим».
Ближайшие километров семь дороги как таковой нет вообще — её только начинают отсыпать и делать, причем уже вовсе не силами подрядчика, молчащий мобильный телефон ответственного лица которого записан на щите. Москвичи действительно несколько недель назад уехали, все побросав и распродав технику. Почему? Это понятно из того же щита — срок выполнения контракта закончился 30 октября. «Это означает, что больше от заказчика денег не получить» – поясняет нам представитель компании, осуществляющей строительный надзор при ремонте дорог.
Областное министерство строительства, ЖКХ и транспорта в качестве официального ответа на вопрос про состояние трассы прислало нам цитату замминистра Андрея Тюрина: «Мы полностью разделяем недовольство жителей и прикладываем все силы, чтобы исправить сложившуюся ситуацию… В настоящее время мы ведём работу с федеральными структурами, в чьём ведомстве выполнение работ на данном участке дороги, чтобы они в максимально короткие сроки завершили работы, намеченные в рамках контракта на 2015 год, и обеспечили безопасный проезд. Также мы будем добиваться, чтобы подрядная организация, сорвавшая сроки сдачи объекта, за свой счёт отремонтировала улицу Мира в селе Баратаевка».
Какая именно из подрядных организаций должна отремонтировать улицу Мира, которая в последние месяцы фактически стала частью федеральной трассы, а также кто именно должен обеспечить безопасный проезд, не сказано. Впрочем, разобраться оказалось несложно.
Обслуживает трассу «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства», которое и приступило в конце прошлого-начале нынешнего года к плановому ремонту дороги «Ульяновск-Саранск» путем размещения соответствующих аукционов. При этом, если в Мордовии все ремонтные работы разыграли одним лотом, то в Ульяновской области федералы решили разбить ремонт по участкам.
Объявленные в конце прошлого и в начале нынешнего года соответствующие торги заказчик отменил, в итоге подрядчиков для ремонта двух интересных нам участков выбрали лишь в начале мая и в конце июня.
Контракт на ремонт участка 197-207 километр на почти 350 миллионов рублей получило московское ООО «Автодорстрой», а 207-219 километры трассы за 600 с лишним миллионов рублей вызвалось ремонтировать ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой». По обоим договорам сроки окончания ремонта были почти одинаковыми — 30 октября и 1 ноября 2015 года. Но ни тот, ни другой подрядчики в сроки не уложились, хотя, судя по всему, по разным причинам.
«Ханты» утверждают, что просто не успели, хотя старались, но сейчас, несмотря на дождь и стужу, все быстренько доделают – «по всей технологии».
«Автодорстрой» не утверждает ничего — 24 ноября в Арбитражном суде Москвы будет рассматриваться очередное, уже четвертое за год, заявление о банкротстве предприятия. Судя по предыдущим заявлениям, таким образом на «Автодорстрой» давят многочисленные кредиторы, так как ни разу процедура банкротства все-таки не стартовала.
«Работы по подготовке территории, по основным объектам ремонта, искусственным сооружениям, временным зданиям и сооружениям ответчиком не выполнены» – заключил суд и постановил взыскать с подрядчика 286 тысяч рублей неустойки.
На «сурской» трассе «Автодорстрой» сделал немного — в начале ноября заказчику через суд удалось взыскать с подрядчика неустойку за срыв сроков еще летних работ. В итоге выяснилось, что, согласно календарному графику, в мае подрядчик должен был сделать работ на сумму в 27 миллионов, а в июне — 66,7 миллиона рублей, но лишь «подготовил территорию капитального ремонта» на общую сумму 3,48 миллиона рублей. «Работы по подготовке территории, по основным объектам ремонта, искусственным сооружениям, временным зданиям и сооружениям ответчиком не выполнены» – заключил суд и постановил взыскать с подрядчика 286 тысяч рублей неустойки. Фактически, «Автодорстрой» даже не снял старый асфальт, по остаткам которого ныне и осуществляется реверс.
В итоге в спешном порядке пришлось искать нового подрядчика, который бы и «в максимально короткие сроки завершил работы, намеченные в рамках контракта на 2015 год, и обеспечил безопасный проезд». Откуда взялся новый подрядчик? Рабочие утверждают, что контракт пензенцам был продан или отдан москвичами, а Управление трассой вечером оказалось недоступным для комментариев.
Впрочем, водителей больше волнует, не кому достались деньги, а когда трасса будет нормально работать.
Если сравнить текущее состояние трассы с работами из календарных планов обоих контрактов, то можно легко понять, что «хантам» понадобится не менее двух недель, а вот ремонт участка, оставшегося без подрядчика, не может быть выполнен быстрее, чем за месяц, а то и два, — визуально нынешнее состояние трассы примерно соответствует пятому-шестому месяцам работ по календарному плану из контракта.
Но не стоит думать, что даже по прошествии условного месяца, минимально необходимого для полного завершения работ, с пробками на трассе «Ульяновск-Саранск» мы распрощаемся. В следующем году нас ожидает ремонт очередного участка, на этот раз 115-125 км. Соответствующий аукцион был разыгран в конце октября. Победителем оказалось ООО «Региондорстрой» – за 470 миллионов рублей ООО обязуется отремонтировать свой отрезок до 1 ноября. На этот раз 2016 года. Требования к работам те же, что и в этом году, а это означает, что на трассе опять будет реверс. Правда, на этот раз подальше от Ульяновска.